Интерактивная презентация эпоха александра 1. Презентация "Царствование Александра I" по истории – проект, доклад

ученик 8 а класса Важов Иван

Презентация на тему "Александр 1" дает краткое представление о биографии и политической деятельности императора Александра 1.Возможно использование презентации в ходе изучения данной темы на уроках истории.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр 1 Презентацию выполнил ученик 8 а класса школы № 489 Важов Иван Учитель: Бойкова В.Ю.

Александр I Александр Павлович Благословенный - император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны 1777-1725 (1801-1825)

Образование и воспитание Александр 1 вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель - швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков - с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем.

Личность Аристократ и либерал, одновременно загадочный и известный, он казался своим современникам тайной, которую каждый разгадывает по своему представлению.

Деятельность императора В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-1807 участвовал в антифранцузских коалициях.

Деятельность императора В 1807 - 1812 г временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией(1806 - 1812 годы), Персией(1804 - 1813) и Швецией(1808 - 1809 годы). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии 1801 год), Финляндии(1809 год), Бессарабии(1812 год), бывшего герцогства Варшавского(1815 год).

Деятельность императора После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813 - 1814 годы антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-1815 годов и организаторов Священного союза

Семья В 1793 году Александр женился на Луизе Марии Августе Баденской В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной Наследников не было

Смерть Умер император Александр 1 декабря 1825 года в Таганроге, в доме Попкова, от горячки с воспалением мозга в возрасте 47 лет. Позднее в 30-40 годах XIX века появилась легенда, что Александр, измученный угрызениями совести, инсценировал свою смерть и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича.

Тайна смерти Фёдор Кузьмич - старец, живший в Сибири в 19 в.. Согласно романовской легенде, считается императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о тождественности Фёдора Кузьмича с российским императором историками однозначно не решён. Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 г. Канонизирован РПЦ в Лике праведных в составе Собора Сибирских Святых

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Царствование Александра I" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Царствование Александра I

Он человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. А. С. Пушкин

Слайд 2

Вступление на престол Воспитание и образование Реформаторская деятельность Отечественная война 1812 г. Военные поселения Легенда о старце Федоре Кузьмиче Тайные общества Выводы

Слайд 3

1. Вступление на престол

В марте 1801 года заговорщики ворвались в спальню Павла I в Михайловском замке и задушили его. Его сын, 23-летний Александр Павлович, в 1801 году стал императором Александром I. Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.

Слайд 4

2. Воспитание и образование

Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.

Слайд 5

3.Реформаторская деятельность

Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы. Вокруг императора сплотилась группа молодых людей (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».

Слайд 6

По указу Александра открылись пять новых университетов, несколько лицеев и гимназий. Среди открытых учебных заведений был и Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин. Александр I мечтал отменить крепостное право. Он принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю за выкуп.

Слайд 7

Реформы государственной системы России связано с деятельностью М.М. Сперанского. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей. Министерства являлись бы исполнительной властью, а Государственная дума законодательной. Суды были бы независимы и подчинялись Сенату. Замыслы Сперанского не были реализованы.

Слайд 8

Разделение властей

Исполнительная ветвь власти по Сперанскому:

Законодательная ветвь власти по Сперанскому:

Судебная ветвь власти по Сперанскому:

Министерства

Государственная Дума

Слайд 9

4.Отечественная война 1812 г.

В июне 1812 года войска Наполеона вторглись на территорию Российской империи и стали быстро продвигаться вглубь страны. Наполеон ждал, что император Александр принесет ему ключи от Москвы, но не дождался и занял пустующую столицу. Он написал письмо императору, Александр ему не ответил… Французы голодали и страдали от холода в опустевшей Москве. Наполеон отдал приказ отступать из города. В декабре 1812 года М.И. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена».

Слайд 10

5. Военные поселения

Вся страна ликовала: француз побежден. Александр I решил, что победа сплотила все общество и теперь можно продолжить начатые реформы. Приближенным к императору был генерал А.А. Аракчеев. Именно он и еще несколько высших чиновников начали готовить проект реформ. По указу императора в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием А.А. Аракчеев. Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь. Александра I осудило российское общество за эти реформы.

Слайд 11

6. Легенда о старце Федоре Кузьмиче

В конце жизни император Александр I всё меньше и меньше интересовался государственными делами. Он отдалился от своей семьи и все чаще говорил о своём желании уйти из императорского дворца. Однажды он поехал на юг посмотреть военные поселения. По дороге император неожиданно умер. Тело его привезли в Петербург только через 2 месяца. Из-за этого по стране распространились слухи, что в гробу не сам император Александр, а другой человек. Что сам император жив и ушел бродить по свету. Через некоторое время в Сибири объявился старец Федор Кузьмич. Был он добр к людям, помогал им и молился за них. Старец был одного возраста с Александром I и удивительно похож на него. В народе стали поговаривать о том, что этот старец и есть царь Александр. Что бродит он по России и отмаливает грехи за своего убиенного отца Павла I.Никто до сих так и не знает, правда ли это?

Слайд 12

7. Тайные общества

Попытка АлександраI провести реформы закончилась неудачей. Всё российское общество осуждало императора. В 1821 году были созданы два тайных общества: Южное и Северное. В них входили офицеры-дворяне. Они мечтали освободить крестьян от крепостной зависимости и ограничить власть императора. Северное общество возникло в Петербурге. Во главе его стояли К.Ф. Рылеев и Н.М. Муравьев. Южное общество появилось на Украине. Во главе этого общества стоял П.И. Пестель.

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
АЛЕКСАНДР 1
1801-1825
.

1825
1777
19 ноября
(1 декабря)
12 (23) декабря)
Правление АлександраI
(Благословенный)

Личность императора.
Многоликий характер Александра Романова
основан в большой мере на глубине его раннего
образования и сложной обстановке его детства.
Он вырос при интеллектуальном дворе
Екатерины Великой;
воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик
Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами
гуманности Руссо,
военный учитель Николай Салтыков - с
традициями русской аристократии,
Фредерик Сезар
Лагарп,
воспитатель
Александра I
отец передал ему своё пристрастие к военному
параду и научил его совмещать душевную
любовь к человечеству с практической заботой о
ближнем.

Восшествие на престол

В половине первого ночи 12 марта 1801 граф П. А. Пален
сообщил
Александру об убийстве отца.
В течение месяца Александр:
вернул на службу всех ранее уволенных Павлом,
снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов
в Россию (в том числе книг и музыкальных нот),
объявил амнистию беглецам,
восстановил дворянские выборы и т. д.
2 апреля Александр восстановил действие Жалованной
грамоты дворянству и городам,
ликвидировал тайную канцелярию.

«Негласный комитет»
Ещё до восшествия на престол вокруг
Александра сплотилась группа «молодых
друзей» (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А.
А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов),
которые с 1801 стали играть крайне
важную роль

Внутренняя политика до 1812 года

1802 г – введение 8 министерств вместо 12 коллегий.
Указ о Сенате высший надзирающий и судебный
орган
1810 – государственный совет (законосовещательный
орган)
1803 г. – указ о «Вольных хлебопашцах».
Создание единой системы просвещения
-Университеты (автономия)
-Институты
-Лицеи (Царскосельский, 1811)
- гимназии
-Приходские училища

Проект М.М.Сперанского

В 1807 г. Распущен Негласный комитет
1809 «План государственного преобразования»
система выборных государственных
законосовещательных органов власти
(Государственная Дума)
Государственный совет, члены которого
назначались царем помогал определить какие
законы вносить в Думу.
Проект не принят (Карамзин). Отставка
Сперанского

Перемены во внутренней политике после 1812 года

Надежды общества после победы над
Наполеоном.
Либеральные
дворяне
Крестьяне.
Поляки
1.Введение
конституции.
Конституцию и
независимость
1.Отмену
крепостного права
народу
победителю.

Александр I в конце царствования.
При всем при этом, император не мог не учитывать мнение
старого консервативно настроенного дворянства, которое
было уверено, в пагубности западного мышления, считая
победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом
(Францией), как победу самодержавия и «правильной
политикой» русского абсолютизма! Все это приводило к тому,
что царь не мог отказаться от реформ, но делал это теперь
тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо
приближенных к царю людей.

«Польский эксперимент»

Флаг, герб и карта
Царства Польского.
Первую реформу решили провести в новом
регионе империи Царстве Польском. В 1815 г.
принята польская конституция.

Конституция в Польше гарантировала:
1.Неприкосновенность
личности.
3.Наказания и ссылка
без решения суда
запрещались.
2.Свободу печати.
5.Глава Польши
император
России,
приносящий
присягу на
верность
конституции.
6.Законодательная власть у
парламента- сейма и царя. Но
сейм- законосовещательный
орган.
4.Польский язык
государственный и
на всех
руководящих
должностях
должны были быть
поляки.

Прибытие
Александра 1
в Варшаву.
Поляки были уверены, что конституция, это
первый шаг к независимости и открыто мечтали
о возрождении польского государства за счет
украинских и белорусских земель. Но царь считал,
что итак дал полякам много свободы и о
дальнейших реформах можно было забыть.

Проект Н.Н.Новосильцева.

Н.Н.Новосильцев.
Через год после принятия
польской конституции,
царю на стол лег проект
конституции России,
подготовленный вицепрезидентом Временного
тайного совета
Н.Н.Новосильцевым.
Именно ему царь поручил
подготовку проекта
конституции. Назывался
проект не конституция, а
«Уставная грамота
Российской империи» и
включала в себя
следующее…

Уставная грамота Российской империи:
1.Главная в стране
властьимператорская!
3.Глава
исполнительной
власти- император! Он
же вносит проекты
законов в парламент!
2.Создание
парламента, без
решения
которого ни
один закон царя
не вступал в
силу!
5.Россия- федерация
разделенная на
наместничества.
4.Предоставление
свободным гражданам
империи- свободу
слова,
вероисповедания,
равенство всех перед
законом,
неприкосновенность
личности, право на
частную
собственность!!!
Власть императора по
прежнему огромна, но
ОГРАНИЧЕНА!!!

Отказ от реформ, годы «реакции».

К концу царствования
император столкнулся с
противодействием его
реформам большинством
консервативно настроенных
дворян. Участь отца, опять
заставила царя бояться
расправы над собой. В Европе
нарастало революционное
движение, также напугавшее
императора. Царь не только
начал сворачивать реформы,
но и ужесточать внутреннюю
политику.

После войны – Аркчеевщина

Отмена крепостного права в Прибалтике.
Без земли.
1816 – военные поселения
Ужесточение цензуры
отмена автономии университетов

Усиление «реакции»:
Крепостным запретили
подавать жалобы на
хозяев.
Разрешено
помещикам
ссылать
крестьян в
Сибирь.
Усилилась цензура
за печатью.
Запрет в стране всех
тайных обществ и
организаций.
Сложность во внутренней политике и нерешенность всех насущных
проблем, включая личные, наложили отпечаток на последние годы
царствования императора. У Александра умирает сестра и две
дочери. Царь страдает мистицизмом, верит в приметы, видя в
пожаре Москвы и наводнении в Петербурге дурное предзнаменование.
Царь ударяется в веру в бога, ездеет на богомолье и становится
довольно странным.

5.Итоги внутренней политики Александра 1.

Александр 1 на богомолье в
Александро-Невской лавре.
Причины неудачи реформ
лежали в следующем:
-боязнь разделить участь
Павла I,
-нехватка умных способных
людей,
-противоречивость
стремления к реформам
и желания сохранить
самодержавие.
Проекты реформ тем не
менее подготавливали
почву для будущих
преобразований.

Основные направления внешней политики.

1.Борьба с наполеоновской
Францией и воссновление традиционных
политических и
экономических
отношений с Англией,
2.Укрепление на Балканах
и в Закавказье,
3.Борьба с попытками
Швеции восстановить
свое влияние на Балтике.

И.И.Требнев.
«Мыльные пузыри».
Карикатура на захватнические планы
Наполеона.
Сразу после переворота Александр возвратил войска посланные
в Индию. В сентябре 1801 г. был заключен русскофранцузский договор, но в 1804 г. последовал разрыв.
В июле 1805 г. возникла 3-я коалиция в составе:Россия,
Англия,Швеция и Австрия.

Россия и антифранцузские коалиции.

Битва при
Аустерлице
В ответ Наполеон перебросил в Австрию войска и в
битве под Ульмом разбил австрийцев и занял Вену.
4 декабря 1805 г.под Аустерлицем русско-австрийская
армия потерпела сокрушительное поражение.
Потери России 15 т. солдат, также 20 т. австрийцев и
русских попали в плен. 3-я коалиция распалась.

Россия и антифранцузские коалиции.

Битва под Фридландом
В 1806г. Возникла 4-я коалиция-Россия,Англия,
Швеция,Пруссия.
В ответ Наполеон объявил
9.9.1806 Континен-тальную
блокаду Англии.
В 1806 г. Пруссия была разбита
под Иеной и Ауэрштедтом, а
в июне 1807 г.-Россия под
Фридландом.
Франция вышла к русским
границами. Александр
задумался о заключении
мира.

3.Тильзитский мир и его судьба.

Подписание
Тильзитского
мира.
25 июня 1807 г. 2 императора встретились в Тильзите на реке
Неман и подписали мирный договор:
-Россия признала завоевания Наполеона,
-Присоединялась к континентальной блокаде,
-Обязывалась помогать Франции в войнах,
-Получала свободу действий на Балтике(против Швеции) и на
Балканах и Кавказе(против Турции)

Подписание
Эрфуртского
Договора.
Договор ударил по интересам русских дворян,Россия
оказалась в международной изоляции, авторитет
Александра упал. Поэтому он фактически не выполнял условия Договора.
В 1809 г. на встрече в Эрфурте была предпринята попытка укрепить франко-русский союз, но Наполеон не
захотел отказаться от поддержки антирусских
настроений в Польше и союзники оказались на грани
войны.

4. Война со Швецией 1808-09 гг.

Боевые действия русской
армии в 1808-09 гг.
Воспользовавшись статьями
Тильзитского мира
Александр I в 1808 г. начал
войну против Швеции.
Ген.Буксгевден за 1 месяц
разбил шведов и овладел
Финляндией и Аландскими
островами.
Когда сюда подошли щведские
войска, русские вынуждены
были перейти к обороне.
Осенью русские, перешли в
наступление и одержали ряд
побед.

Война со Швецией 1808-09 гг.

Александр I открывает
заседания
Финского Сейма.
В марте 1809г.войска под
командованием ген.
Барклая де Толли и Кульнева
перешли Балтику по льду,
взяли Умео и оказались ок.
Стокгольма. Швеция
капитулировала.
По Фридрихсгамскому
договору,подписанному в
1809 г., к России отошла
Финляндия, а Швеция
присоединялась к
континентальной блокаде.

русско-турецкая война 1806-12 гг.

Основные
направления
боевых
действий.
В 1806 г.Наполеон подтолкнул Турцию к началу войны с
Россией. Русские войска в 1806 г. заняли Молдавию и
Валахию.
После Тильзита Россия сосредоточила на Балканах свои войска,
но боевые действия шли вяло, пока в 1811 г.
главнокомандующим не стал М.Кутузов. Он быстро
активизировал боевые действия.

5.Русско-турецкая война 1806-12 гг.

Битва
при
Слободзеи.
В битве под Слободзеи турки попали в окружение и начали
мирные переговоры.
В 1812 г. был подписан Бухарестский мир-в состав России входила Бессарабия, Турция обещала провести
реформы в Сербии.
Таким образом, планы Наполеона оказались сорваны и Россия
смогла избежать войны на 2 фронта.

Александр I: внешняя политика в начале царствования

1805 г. – III антифранцузская коалиция
Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское кор-во
Разгром австрийцев при Ульме
Поражение австро-русских войск под Аустерлицем
1806-1807 гг. – IV антифранцузская коалиция
Россия, Англия, Пруссия, Швеция
1806 г. – поражение прусских войск под Йеной и Ауэрштедтом
1806 г. – начало континентальной блокады Англии
1807 г. – поражение русско-прусских войск под Фридляндом
1807 г. – Тильзитский мир
1. Франция и Россия объявлялись союзниками
2. Россия присоединялась в континентальной блокаде Англии
3. Признавались завоевания Наполеона в Европе
4. За счет Пруссии образовалось польское государство
(герцогство Варшавское)
5. Согласие Наполеона на присоединение к России Финляндии,
Молдавии и Валахии
В результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. Финляндия
была присоединена к России

Войны на юге

Русско-турецкая война
1806-1812 гг.
Захват Молдавии, Валахии,
крепостей на Дунае и
на Кавказе
Разгром турецкого флота
адмиралом Д.Н. Сенявиным
1811 г. – разгром турок
у Рущука (М.И. Кутузов)
Бухарестский мир 1812 г.
Бессарабия
200 км. Кавказского
побережья Черного моря
Русско-иранская война
1804-1813 гг.
Захват территории к северу
от реки Аракс (дагестанские,
азербайджанские,
армянские,
грузинские земли)
Гюлистанский мир 1813 г.
Дагестан, Северный
Азербайджан, Грузия

Отечественная война 1812 года

Причины:
Стремление Александра I к укреплению
положения в Европе.
Нарушение Тильзитского мирного договора
Личная неприязнь
Стремление Наполеона к мировому господству

1.Барклай де Толли
110 000
Великая
Армия
600
тыс.чел.
II.Багратион
49 000
III.Тормасов
45 000

12 июня 1812 г.
Французская
армия
форсирует
Неман.
12 июня 1812 г. «армия
двунадесяти языков»
форсировала Неман и
стремительно
двинулась вперед с
целью не допустить
воссоединения 1-й и
2-й русской армий.
Главнокомандующим
русской армии был
сам Александр I,что
затрудняло действия
генералов. Вскоре его
убедили уехать из
армии, но новый
главнокомандующий
так и не был
назначен.

Смоленское сражение.

Под Смоленском
развернулось
ожесточенное
сражение.
Французы, потеряв
20000 солдат,
заняли город
только тогда,когда
русское
командование
сочло его
дальнейшую
оборону
бессмысленной и
отдало приказ
возобновить
отступление.

Неудачи начального
периода войны заставили
императора заняться
поиском нового
главнокомандующего.
Противоречия между
Барклаем де Толли и
Багратионом не позволяли
остановиться на их
кандидатурах и под
давлением
общественности
Александр I поставил во
главе армии
М.И.Кутузова, который
вскоре прибыл к войскам
в р-не Царево Займище.

4.Недаром помнит вся Россия, про день Бородина….

Неожиданно для всех
новый
главнокомандующий
объявил действия
Барклая де Толли
верными и
продолжил
отступление, в
поисках места для
генерального
сражения, пока не
остановился в 110 км
от Москвы, около
деревни Бородино.

Бой за Шевардинский
редут.
По приказу Кутузова около
д.Шевардино началось
возведение земляного
укрепления редута.
24 августа к д. Шевардино
подошли французы.
Они с ходу атаковали
редут. Сражение
продолжалось до
поздней ночи.
Утром Наполеону
доложили, что русские
отошли.25 августа
стороны готовились к
предстоящему
сражению.

Рано утром 26 августа полководцы выдвинули войска на исходные позиции.

В.Верещагин.
Наполеон на
Бородинских
высотах.
Битва началась в 5-30 утра. Наполеон направил
основной удар на левый фланг, где находились
Багратионовы Флеши. Бой за них продолжался весь
день. Флеши переходили из рук в руки 7 раз, но
французам так и не удалось прорвать оборону и
выйти в тыл 1-й армии. В битве был смертельно
ранен князь Багратион.

«Тут Север с
Западом
сражался,
И ударялся гром
о гром».
Державин.
27 августа в 2 часа ночи Кутузов приказал отвести войска.
Сражение не принесло победы ни одной из сторон.
Французы потеряли 60 тыс. солдат, но за ними осталось
поле боя. Русские-40 тыс, но они вынуждены были
продолжить отступление.

5.Тарутинский
маневр.
Военный совет
В Филях
(1.9.1812)
Александр I и придворные требовали, чтобы под
Москвой Кутузов дал новое сражение.
Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в
д.Фили и выслушав всех присутствующих заявил:
«С потерей Москвы, не потеряна еще Россия…Но,
когда уничтожится армия погибнет Москва и
Россия».

Русская армия покинув столицу по Рязанской дороге,затем перешла на Калужскую, и оторвалась от преследовавшего ее корпуса Мюрата.
Тарутино

Сражение при Тарутине,
6-го октября 1812 г.
Русская армия расположилась на берегу р.Нара в
старинном русском селе Тарутино.
Это позволило, прикрывая пути отхода французов
на юг, дать армии отдых. В Тарутинский лагерь
постоянно прибывали подкрепления. Несколько
попыток французов пройти в не разоренные
войной районы были успешно отбиты.

В.Верещагин.
«Наполеон
и
Лористон
«Мира не будет…»
Находившийся в Москве Наполеон очень быстро по-нял,
что оказался в ловушке. Достигнув долгождан-ной
цели, он не смог подписать мир, армия на глазах
превращалась в мародеров, впереди предстояла
зима в разоренном и сожженном городе.
Генерал Лористон, посланный с предложением о мире
сначала к Кутузову, а затем к Александру I
возвратился ни с чем.

6.Партизанское движение.

Огромный урон наносили
французам партизанские
отряды, которые
блокировали
коммуникации французов
от Москвы до границы на
Западе.
Инициатором партизанского
движения стал полковник
Д.Давыдов, получивший
на это согласие М.Кутузова
еще до Бородинского
сражения.
Вскоре на занятых врагом
территориях начали
возникать отряды из числа
местных жителей.
Денис Давыдов

В.Верещагин.
С оружием?
Расстрелять!
Наиболее известными командирами были: офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е.
Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина.
Вклад партизан в разгром врага с полным
основанием позволил назвать войну 1812 г.
Отечественной.

7.Гибель Великой Армии.

В.Верещагин.
По большой
дорогеотступление,
бегство…
6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя
французы заминировали Кремль, Собор Василия
Блаженного и др., но русские патриоты смогли
обезвредить заряды.
Император рассчитывал прорваться по Калужской
дороге на юг, перезимовать там и на следующий год
возобновить боевые действия.

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги,
вступая в бой только тогда когда французы
пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на
глазах.

П. Гесс
Переправа через
Березину, 16-го ноября
Последнее сражение разыгралось при переправе через
р.Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу
атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь
еще 30 000 солдат, бросил армию и с остатками
Старой гвардии возвратился в Париж.
25 декабря Александр I издал манифест об изгнании
врага из России и окончании Отечественной войны.

Заграничный поход русской армии

Союз России, Австрии, Пруссии.
1813 г – Лейпциг «Битва народов»
1814 г, март – вступление в Париж.
.

Венский конгресс 1814-1815 г.

«Народы покупались и продавались,
разделялись и соединялись»
Россия получила герцогство Варшавское.
1815 г. – июль Ватерлоо – окончательное
поражение Наполеона,
ссылка на остров Святой Елены. 1815 г.
Россия, Пруссия, Австро-Венгрия создали
«Священный союз» для подавления любой
революции в Европе

Конгресс санкционировал включение в состав нового
королевства Нидерландов территории Австрийских
Нидерландов (современная Бельгия),
все остальные владения Австрии вернулись под
контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия,
Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль.
Пруссии досталась часть Саксонии, значительная
территория Вестфалии и Рейнской области.
Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии,
переданной Швеции.
В Италии была восстановлена власть папы римского над
Ватиканом и Папской областью,
Бурбонам вернули Королевство Обеих Сицилий.
Был также образован Германский союз.

Преподаватель ГОУ «ОмГПУ. Университетский колледж»
Бровко Зоя Ивановна

Причины возникновения.

Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг
познакомили офицеров с западноевропейской жизнью
Влияние идей русского и французского Просвещения,
Патриотический подъем после войны 1812г, ожидание
перемен в России
Реакция во внутренней политике: ужесточение
крепостничества, введение военных поселений
Отказ Александра I от реформ

Первые тайные общества.
Тайные общества
Северное Южное
1821-1825
Цели:
Ликвидация
крепостного
права, введение
Конституции
Цели:
Методы:
Пропаганда идей,
цареубийство
Союз
спасения
1816-1818
Союз
благоденствия
1818-1821
Цели:
Подготовка
общественного мнения
Ликвидация
крепостничества
Введение конституции
Методы:
Просвещение,
благотворительность
Программы
«Конституция»
«Русская правда»
Методы:
Военное
выступление летом
1826 г.

Конституционные проекты
Вопросы для
сравнения
Государственное
устройство России
О собственности и
землевладении
Северное общество
«Конституция»
Конституционная монархия,
федеративное устройство,
разделение властей
Неприкосновенность
частной собственности,
земли помещиков остаются
за ними.
Южное общество
«Русская правда»
Республика, единое и
неделимое государство,
разделение властей
Вся земля разделена
на частную и
общественную
Крепостное право и
военные поселения
Отмена крепостного права и
военных поселений.
Крестьяне получают наделы
в 2 десятины.
Отмена крепостного права
и военных поселений.
Освобождение крестьян с
землей.
Гражданские права
и свободы
Свобода слова и печати,
вероисповедания, равенство перед
законом, неприкосновенность
личности. Имущественный ценз на
выборах.
Избирательное право
для мужчин, свобода
слова, печати,
равенство перед
законом.

Выступление 14 декабря 1825 года

Александр I
Константин
Павлович
Николай I

19 ноября – 14 декабря 1825 г. – период междуцарствия. После смерти Александра I армия и страна присягнули Константину. После официального отка

19 ноября – 14 декабря 1825 г. – период междуцарствия.
После смерти Александра I армия и страна
присягнули Константину.
После официального отказа Константина от
престола на 14 декабря 1825 г. была назначена
переприсяга новому императору – Николаю I.
Участники Северного общества решили
воспользоваться ситуацией и выступить 14
декабря.

План выступления

К 8 часам утра собрать верные войска на Сенатской площади
Не допустить присяги сенаторов Николаю. Заставить их
подписать «Манифест к русскому народу»: отмена
самодержавия, крепостного права и др.
Диктатором назначили С.П.Трубецкого.
Часть войск под командованием Якубовича должна захватить
Зимний дворец и арестовать царскую семью.
Захват Петропавловской крепости с арсеналом.

Соотношение сил

Декабристы
Около 3 тыс.человек
Московский полк
Гвардейский
морской экипаж
Лейб-гвардии
гренадерский полк
Николай I
9 тысяч
пехотинцев
3 тысячи кавалерии
артиллерия

«Я не хочу проливать кровь моих подданных в первый день моего царствования»

С целью убедить
«мятежников» разойтись
Николай посылает к ним
Петербургского
митрополита
Великого князя Михаила
Павловича
Петербургского генерал –
губернатора
М.А.Милорадовича

Суд и расправа над декабристами

К следствию привлечено 579 человек
Виновными признаны 289 человек,
из них 121 был предан Верховному уголовному суду.
Пять декабристов П. И.Пестель,
С. И. Муравьев-Апостол,
М.П. Бестужев-Рюмин,
К. Ф. Рылеев,
П. Г. Каховский
приговорены к смертной казни четвертованием,
замененной повешением.
Более 100 декабристов сосланы на каторгу
и на вечное поселение в Сибирь.
Черниговский полк отправили на Кавказ,
где шла война с горцами.

Значение движения декабристов
Движение декабристов было
первым в России оппозиционным
политическим выступлением XIX в.
Первыми сформировали
революционные организации,
выработали программу действий и
политические документы.
Декабристские традиции
вдохновляли последующие
поколения борцов за свободу

Слайд 1

1801-1825- правление Александра I.
«российский император обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен; это византиец… тонкий, противоречивый, хитрый…» Наполеон Бонапарт

Слайд 2

План:
1.Вступление на престол Александра I 2.Реформы Негласного комитета 3.Реформы государственной власти и проект М.М.Сперанского

Слайд 3

Екатерина II
ПавелI
Александр I

Слайд 4

Александр I о монархии: «Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека... » «Наследственная монархия - установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа»
Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризовать как либеральные или как консервативные?

Слайд 5

Князь А. Чарторыйский об Александре I «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление... Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю».
С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?

Слайд 6

Проблема?
Александр I – либерал или консерватор?

Слайд 7

2. Воспитание и образование
Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.

Слайд 8

В половине первого ночи 12 марта 1801 граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. В течение месяца Александр: вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.
2. Восшествие на престол

Слайд 9

3.Реформаторская деятельность
Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы. Вокруг императора сплотилась группа молодых людей (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».

Слайд 10

По указу Александра открылись пять новых университетов, несколько лицеев и гимназий. Среди открытых учебных заведений был и Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин. Александр I мечтал отменить крепостное право. Он принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю за выкуп.

Слайд 11

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: "В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя".
5. Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба

Слайд 12

Разделение властей
Исполнительная ветвь власти по Сперанскому:
Законодательная ветвь власти по Сперанскому:
Судебная ветвь власти по Сперанскому:
Министерства
Государственная Дума
СЕНАТ

Слайд 13

6. Реформа в образовании.
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ.
Уровни системы образования: Университет Гимназия в губернском городе Уездные училища Одноклассное приходское училище.

Слайд 14

8. Выводы
Эпоха царствования Александра I – это время проведения либеральных реформ. Сам император, воспитанный в духе просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок. Однако многое, из того, что планировалось не было сделано.Довольно часто реформы были просто половинчаты и оставались только на бумаге. Существовал и положительный результат. Реформаторские поиски составили ту основу, на которой потом разрабатывались новые проекты государственной власти.

Слайд 15

4.Отечественная война 1812 г.
В июне 1812 года войска Наполеона вторглись на территорию Российской империи и стали быстро продвигаться вглубь страны. Наполеон ждал, что император Александр принесет ему ключи от Москвы, но не дождался и занял пустующую столицу. Он написал письмо императору, Александр ему не ответил… Французы голодали и страдали от холода в опустевшей Москве. Наполеон отдал приказ отступать из города. В декабре 1812 года М.И. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена».

Слайд 16

Герб при Александре I
Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.

Слайд 17

5. Военные поселения
Вся страна ликовала: француз побежден. Александр I решил, что победа сплотила все общество и теперь можно продолжить начатые реформы. Приближенным к императору был генерал А.А. Аракчеев. Именно он и еще несколько высших чиновников начали готовить проект реформ. По указу императора в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием А.А. Аракчеев. Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь. Александра I осудило российское общество за эти реформы.

Слайд 18

Проблема?
Александр I – либерал или консерватор?
Александр I либерал, но ему мешали провести либеральные реформы конcервативно настроенные высшие дворяне и чиновники.
Г.Лангепас. ХМАО Урунова Н.М.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные