Техническое обслуживание бульдозера дз 42. Обзор распространенных моделей

Бульдозер ДЗ-42 представлен в виде самоходного землеройного транспортного средства. Модель отличается наличием гусеничной тяги, благодаря чему существенно увеличивается потенциал проходимости. Бульдозер был запущен в серийное производство Волгоградским тракторным заводом.

Модель ДЗ-42 эксплуатируется при перемещении сыпучего материала, а также во время выравнивания грунта. ДЗ-42 необходим при возведении земляных насыпей и снятии верхнего слоя грунта.

ДЗ-42 построен на платформе модели ДТ 75. В результате кропотливых работ конструкторы несколько улучшили эксплуатационные характеристики.

Базовая вариация модели оснащается различными версиями отвальных приспособлений. Кроме этого, ДЗ 42 может комплектоваться универсальным поворотным отвалом.

Его особенность заключается в наличии функции гидропереноса или в установке механизма поворотного типа.

Наиболее проблемным моментом модели ДЗ 42 можно назвать минимальную скорость передвижения. Однако такой недостаток с лихвой компенсируется высокой производительностью.

Бесперебойное функционирование на протяжении большого промежутка времени, а также максимальная надежность при эксплуатации являются очень важными качествами для техники такого типа. К преимуществам такой модели также можно отнести высокую ремонтопригодность.

В случае поломки определенной детали достаточно просто произвести замену данного элемента.

Назначение

Установка дополнительного оборудования позволяет рыть траншеи и котлованы, а также осуществлять чистку дорог от грязи и снежного покрова. Кроме этого, ДЗ 42 используется в промышленности и сфере сельского хозяйства.

Модель может применяться при разрешении разных задач:

  • подготовка каналов для отвода воды;
  • возведение насыпей;
  • планировка участка под застройку;
  • засыпание котлованов.

Установка дополнительного оборудования позволяет отделять промерзший или сильно уплотненный грунт, а затем - разрыхлять его.

Фото бульдозера ДЗ-42

Есть три основных типа отвала, которые устанавливаются на ДЗ 42:

  1. Неповоротный отвал БНДТ-10. Применяется в промышленности и дорожном строительстве. Наличие такого оборудования позволяет разравнивать земляные насыпи и сыпучие материалы. Для работы на слабом грунте целесообразнее всего использовать другую вариацию неповоротного отвала - БНДТ-20. Такое оснащение отличается большими размерами, поэтому оно более практично в эксплуатации.
  2. Поворотный отвал БПДТ-10. Это оборудование отличается более широким функциональным потенциалом. В случае необходимости здесь можно изменять угол поворота рабочего органа по отношению к продольной оси до 25-ти градусов. Такой отвал максимально эффективен при чистке дороги от снега или во время засыпания траншеи.
  3. Универсальный поворотный отвал БУДТ. Такое оборудование отличается наличием встроенного гидропривода, вследствие чего отвал используется при проведении любых видов бульдозерных работ. Бульдозеры, оснащенные таким оборудованием, применяются в строительстве и промышленном производстве.

Устройство

Бульдозер ДЗ-42 комплектуется четырехтактным дизельным мотором с четырьмя цилиндрами. Следует отметить факт жесткого крепления балки поперечного расположения к кронштейнам лонжеронов. Последние расположены между катками, на которые при движении приходится основной упор. Гидравлическая система состоит из распределителя с тремя секциями и гидронасоса.

Модель ДЗ-42 отличается хорошо продуманной компоновкой и грамотно организованной конструкцией. Из водительской кабины открывается хороший обзор, который позволяет контролировать все рабочие зоны.

Комплектующая дизельная силовая установка дополнительно оснащается предпусковым обогревателем. Благодаря наличию данного элемента мотор бульдозера может завестись даже при минимальных температурных показателях.

Схема бульдозера ДЗ-42

1 - нож; 2 - отвал; 3 - козырек; 4 - кронштейн; 5 - гидроцилиндр подъема-опускания отвала; 6 - базовый трактор; 7- рычаг управления гидрораспределителем; 8 - упряжный шарнир; 9 - толкающий брус.

Водительская кабина выполнена из цельного металла повышенной прочности. Она очень надежно загерметизирована, а также оборудована вентиляционной системой и обогревателем. Это позволяет работать на объекте при любых погодных условиях.

Положение кресла можно легко менять в зависимости от антропометрических данных водителя. Благодаря этому существенно снижается уровень усталости при длительной работе. При необходимости можно немного смещать водительскую кабину от основной оси бульдозера. Это позволяет несколько улучшить обзор и четко контролировать все детали рабочего процесса.

Технические характеристики

Дизельный комплектующий силовой агрегат с турбонаддувом дополнительно оснащается жидкостной системой охлаждения. Благодаря этому бульдозер может функционировать на протяжении большого промежутка времени. Номинальная мощность силовой установки держится на уровне 95 л.с.

Технические характеристики модели в таблице:

Мотор запускается посредством нажатия электрического стартера. Он работает с фрикционной муфтой сцепления и семиступенчатой механической коробкой переключения передач. Стандартная емкость бака держится на уровне 245 л.

В качестве базового рабочего органа бульдозера используется не поворотный отвал, который закреплен на поперечной балке двумя толкающими брусьями. В первоначальном положении оборудование удерживается посредством жесткого винтового раскоса.

Сам отвал приводится в движение двумя гидравлическими цилиндрами. Ширина оборудования эквивалентна 2,5 метрам, а вот высота может варьироваться от 80 до 90 см в зависимости от модификации модели.

ДЗ-42 г предназначен для выполнения мелиоративных и строительных работ на грунтах со средней степенью тяжести. В качестве основного оборудования здесь используется бульдозерный отвал поворотного типа. Вследствие этого несколько возрастает эксплуатационный потенциал модели.

Бульдозер ДЗ-42Г

Данная вариация бульдозера оснащается силовой установкой, номинальная мощность которой не превышает 90 л.с. При этом общие габариты модели будут несколько больше. Для подъёма и опускания отвала используется гидравлический цилиндр двустороннего действия. Он может углубляться на 30 см, а максимальная высота его подъёма держится на уровне 63 см.

Основные отличия от базовой модификации отмечены в таблице:

Характеристики Показатели
Габариты:
- длина 5200 мм
- ширина 2800-2240 мм
- высота 2710 мм
- клиренс 395 мм
Общая масса 7590 кг
Объем бака 245 л
Кол-во передач (передний ход) 7
Трансмиссия механическая
Тип шасси гусеничный
Двигатель:
- мощность 90 л.с
- количество цилиндров 4
Скоростные характеристики
- макс. скорость 5,3-11,3 км/ч
Расход топлива 11 л/час
Габариты отвала:
- длина 2800 мм
- высота 800 мм
- высота подъема 635 мм
- заглубление 300 мм

На видео бульдозер ДЗ-42 в работе:

Источник: http://allspectech.com/stroitelnaya/buldozery/na-gusenichnom-hodu/dz-42.html

Бульдозер ДЗ 42 на базе ДТ 75

Бульдозер ДЗ 42 представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, работающую на гусеничном ходу. В советское время модель была распространена на всей территории страны.

Производство техники осуществлялось на Волгоградском тракторном заводе. В качестве базы для создания бульдозера выступил популярный трактор ДТ 75, выпущенный в 1963 году.

В сравнении с прототипом ДЗ 42 существенно потерял в скорости движения, но получил реверсивный редуктор и возможность работать с грунтами 1-ой и 2-ой степени сложности. Бульдозер представлял третий тяговый класс и имел достаточную для выполнения тяжелых операций мощность.

Сфера использования ДЗ 42:

  • резание и перемещение сыпучих материалов и грунта на незначительные расстояния;
  • проведение работ в сельском хозяйстве (утрамбовка силоса, обустройство хранилищ, уборка навоза);
  • рытье котлованов, ям, траншей;
  • планировка участков под застройку;
  • выполнение работ в коммунальном хозяйстве (уборка дорог от снега и грязи);
  • рыхление грунта.

Модификации и особенности

Бульдозер ДЗ 42 выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся типом используемого отвала и исполнением:

  1. базовая версия ДЗ 42 с неповоротным отвальным механизмом;
  2. ДЗ 42П с полноповоротным отвальным механизмом. Устройство крепится при помощи универсальных шарниров на брусьях. Задняя часть толкающего бруса стыкуется со специальной балкой с использованием упряжных шарниров. Шарниры сохраняют работоспособность машины при возникновении перекоса, позволяя менять угол наклона оборудования относительно поверхности грунта. Модификация доступна в 2 вариантах: с прямым поворотным отвалом и с универсальным поворотным отвалом с функцией гидроперекоса;
  3. ДЗ 42Т с увеличенной площадью опоры, широкими гусеницами и большим дорожным просветом. Торфяная модификация уверенно преодолевает лесные завалы, глубокие колеи и другие препятствия. В состав каждой гусеницы ДЗ 42Т входят 42 звена со специальными почвозацепами, улучшающими проходимость и не позволяющими провалиться в зыбкую почву;
  4. ДЗ 42Г и ДЗ 42Г-1 с гидроцилиндром 2-стороннего действия. Модификации используются для выполнения работ в горной местности, мелиоративных операций в сельском хозяйстве в областях с грунтом средней тяжести.

Достоинства модели ДЗ 42:

  • высокая производительность;
  • максимальная надежность;
  • длительное функционирование без дозаправки;
  • универсальность;
  • ремонтопригодность.

Главным недостатком модели является маленькая скорость передвижения и моральное устаревание конструкции.

Универсальность, доступность и достаточная надежность позволяют ДЗ 42 оставаться востребованным в настоящее время.

Габаритные размеры:

  • длина – 4980 мм;
  • ширина – 2560 мм;
  • высота – 2650 мм;
  • дорожный просвет – 380 мм;
  • передняя колея – 1330 мм;
  • задняя колея – 1330 мм.

Общая масса техники составляет 7390 кг, удельное давление на грунт – 0,47 кг/кв.см.

Бульдозер мог двигаться в диапазоне скоростей от 0,33 до 11,1 км/час, что позволяло приспосабливаться к различным условиям эксплуатации. Тяговая сила равнялась 36,5 кН.

Основным рабочим органом ДЗ 42 в стандартном исполнении был неповоротный отвал, который использовался для перемещения грунта на дистанцию 50-150 м.

Характеристики оборудования:

  • длина – 2560 мм;
  • высота – 800 мм;
  • предельная высота подъема – 830 мм;
  • предельное углубление – 410 мм.

Для модели ДЗ 42Г использовался отвал со следующими характеристиками:

  • длина – 2800 мм;
  • высота – 800 мм;
  • предельная высота подъема – 635 мм;
  • предельное углубление – 300 мм.

Устройство и особенности эксплуатации

Модель ДЗ 42 построена на основе трактора ДТ 75. По большинству элементов данные машины унифицированы. Для бульдозера применяется цельнометаллическая рама, жестко закрепленная с кронштейнами лонжеронов, что позволяет выдерживать серьезные нагрузки.

Все модификации ДЗ 42 оснащаются гусеничной ходовой частью, включающей подвеску пружинного типа. Ширина гусеничного полотна зависит от версии машины и может меняться от 390 до 470 мм. Бульдозер создает минимальное давление на грунт и не повреждает плодородный слой грунта.

ДЗ 42 комплектуется механической трансмиссией, в состав которой входит 7-ступенчатая коробка передач, установленная у заднего моста. Сухая 2-дисковая постоянно замкнутая муфта применяется для начала движения.

Основным элементом тормозной системы являются ленточные тормоза. Для сокращения нагрузок, создаваемых на поворотах, задний мост оснащается 2 планетарными редукторами.

Гидравлическая система бульдозера содержит насос, силовой гидроцилиндр, распределитель с гидрозамком и предохранительный клапан, контролирующий навесной механизм. Масло в гидравлическую систему поступает через фильтр и масляную емкость.

Водительская кабина бульдозера сделана из цельного металла и имеет повышенную прочность. Салон надежно загерметизирован, что предотвращает попадание частиц пыли.

Также внутри установлены обогреватель и вентиляционная система, которые позволяют эксплуатировать технику независимо от погодных условий. Дополнительное усиление кабины в виде каркаса безопасности защищает оператора даже в случае переворота машины.

Кабина при необходимости смещается относительно основания бульдозера, обеспечивая отличный обзор в процессе выполнения земляных работ.

Для оператора предусмотрено 2-местное подрессоренное сидение, положение которого можно менять с учетом антропометрических данных. Эргономичное расположение органов и продуманная компоновка салона сокращают степень усталости при постоянной работе.

В качестве основного рабочего органа на ДЗ 42 используется неповоротный отвал, установленный с применением цапф на балке и коробчатых толкающих брусьев. Устойчивое положение органа достигается за счет гидрораскоса и винтового раскоса.

Компенсационный механизм удерживает отвал в горизонтальном положении, не допуская перекоса. В нижней части установлены сменные режущие ножи с 2 лезвиями. В центральной области имеется специальный козырек, препятствующий высыпанию грунта через верх отвала.

В движение оборудование приводится посредством 2 гидроцилиндров, закрепленных на кронштейнах.

Для бульдозера используются следующие типы отвалов:

  • базовый неповоротный отвал БНДТ-10;
  • неповоротный отвал БНДТ-20 увеличенного размера;
  • поворотный отвал БПДТ-10 с большими функциональными возможностями;
  • универсальный поворотный отвал БУДТ со встроенным гидроприводом.

Двигатель

ДЗ 42 комплектуется 4-тактными дизельными двигателями нескольких типов с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском горючего. Силовые установки различаются отдельными элементами конструкции и мощностью:

1. Д 440-22 – унифицированный двигатель с вертикальным рядным расположением цилиндров. Особенности мотора:

  • противодымный корректор;
  • чугунная отливка блок-картера с конструкцией повышенной жесткости;
  • полнопоточная схема очистки;
  • многосекционный насос топлива, оборудованный клапаном аварийной остановки;
  • полноопорный коленчатый вал с тонкостенными вкладышами подшипников и закаленными шейками;
  • запуск с использованием пускового двигателя П-350-1;
  • чугунная головка цилиндров.

Характеристики Д 440-22:

  • номинальная мощность – 95 л.с.;
  • номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 532,5 Нм;
  • удельный расход топлива – 162 г/л.с. в час.

2. СМД-18Р – украинский аналог агрегата Д 440-22.

Источник: http://BuldozerSpec.com/buldozer-dz-42/

История ВгТЗ – бульдозер ДЗ-42

История бульдозера ДЗ-42 началась в 1963 году. Эта машина пришла на смену популярному, но морально и технически устаревшему гусеничному трактору ДТ-75. В отличие от своего прототипа, ДЗ-42 мог использоваться для выполнения любых землеройных работ и формирования строительных площадок.

Многофункциональность техники обуславливается установкой универсального отвала с возможностью изменения угла наклона. Стоит отметить, что с момента создания и до настоящего времени, было выпущено несколько модификаций ДЗ-42, которые пользуются большим спросом на сегодняшний день.

Особенности

ДЗ-42, относится к третьему тяговому классу. На момент создания машины, это считалось неплохим показателем мощности. Основное отличие от ДТ-75, заключается в установке реверсивного редуктора.

Это даёт возможность максимально использовать все возможности машины.

По сравнению с прототипом, ДЗ-42 заметно потерял в транспортной скорости, зато получил возможность работать с грунтами, которые относятся к первой и второй категории сложности.

Техника используется в сфере ЖКХ (рытьё котлованов и траншей, предназначенных для инженерных коммуникаций), строительстве и сельском хозяйстве. Из наиболее популярных модификаций, можно выделить ДЗ-42 Г и ДЗ-42 Т. Первая машина разрабатывалась специально для проведения мелиоративных работ, вторая – для эксплуатации на заболоченной местности и труднопроходимых грунтах.

Бульдозерные отвалы, которыми комплектуется техника, могут быть представлены двумя типами: поворотные и неповоротные. Каждый из них предназначается для выполнения определённого типа работ. Комплектация техники отвалом осуществляется по желанию заказчика.

Учитывая возможности ДЗ-42, имеет смысл познакомиться с ним поближе.

Технические характеристики

Двигатель. На ДЗ-42 могут устанавливаться несколько типов двигателей. Все силовые агрегаты – дизельные, четырёхтактные. Разница заключается только в мощности моторов. Вот перечень предлагаемых моделей:

  • Д 440-22 мощностью 95 л.с.
  • СМД-18Н, это украинский аналог предыдущей модели.
  • РМ-80, способен выдавать до 80 «лошадок».
  • Д 245.5S2 – 95 лошадиных сил.
  • А-41 – 90 л.с.

Средний показатель расхода топлива составляет порядка 8.4 литра за час отработанного времени. Скоростной диапазон бульдозера варьируется от 0.3 до 11 км/час. Все силовые агрегаты – четырёхцилиндровые, с непосредственным впрыском топлива. Запуск двигателя производится посредством электростартера. На все двигатели установлена жидкостная система охлаждения.

Ходовая часть. Все модификации бульдозера были выпущены на гусеничном ходу. Конструкторы использовали цельнометаллическую раму и пружинную схему подвески. При этом поперечная балка, жёстко соединялась с боковыми лонжеронами. Лонжероны были расположены между катками гусеничного полотна. Кстати, на катки приходилась основная нагрузка.

Ширина гусеничного полотна – 390-470 мм (в зависимости от модификации), это обеспечивает давление техники на грунт в пределах 0.47 грамма на квадратный сантиметр. Это очень важный момент при выполнении сельскохозяйственных работ. Бульдозер не наносит повреждений плодородному слою почвы.

Трансмиссия и гидравлика. На бульдозер устанавливается механическая схема трансмиссии. Она представлена семиступенчатой коробкой передач, которая расположена рядом с задним мостом. Муфта сцепления – двухдисковая, сухого постоянно замкнутого типа. Тормоза на бульдозер установлены ленточные.

Чтобы уменьшить усилие при повороте машины, конструкторы оборудовали задний мост двумя одноступенчатыми редукторами планетарного типа.

За работу навесного оборудования отвечает встроенная система гидравлики.

Рабочее место. Кабина оператора, выполнена в цельнометаллическом варианте и дополнена каркасом безопасности. Стоит отметить, что предусмотрена возможность смещать кабину относительно рамы бульдозера. Это обеспечивает лучший обзор при выполнении работ. Для эксплуатации в различных климатических условиях, установлен обогреватель и система вентиляции.

Навесное оборудование. На технику могут устанавливаться три разновидности отвала:

  1. БНДТ-10. Это неповоротный механизм, который используется для разравнивания земляных насыпей и инертных материалов (песок, щебень).
  2. БПДТ-10. Этот механизм может изменять своё положение относительно рамы бульдозера до 25 градусов. Оборудование используется для формирования строительных площадок и уборки улиц от снега.
  3. БУДТ. Универсальный отвал с возможностью поворота механизма. Может применяться для выполнения любых работ.

Общие технические характеристики

Достоинства и недостатки

Бульдозер гусеничный ДЗ-42, очень неприхотлив в плане обслуживания и использования низкокачественного топлива. Техника адаптирована для работы во всех регионах страны. Кроме того, при довольно неплохих показателях мощности, бульдозер стоит намного ниже своих одноклассников.

Из недостатков можно выделить низкий уровень комфорта в кабине и небольшую транспортную скорость. При работе замечены протекания масла в гидравлической системе.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

1.1 Назначение бульдозера ДЗ-42Г

Бульдозер ДЗ-42.Г предназначен для выполнения землеройно-планировочных работ в строительстве, в сельском хозяйстве и других сферах деятельности. С помощью бульдозеров возводят насыпи высотой до 2 м, разрабатывают грунт (I - II категории) в выемках с перемещением его на расстояние 50...150 м; разрабатывают грунт котлованов под фундаменты и траншеи; срезают грунт на косогорах; нарезают кюветы и неглубокие водоотводные канавы; засыпают пазухи, котлованы, траншеи, резервы, ямы и овраги; планируют площадки и т. д.

1.2 Состав бульдозера ДЗ-42Г

Бульдозер ДЗ-42Г представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину на гусеничном ходу с неповоротным отвальным рабочим органом.

Рисунок 1.1 - Бульдозер ДЗ-42Г вид сбоку

Бульдозер ДЗ-42Г состоит из следующих основных частей:

Базовый трактор 6 оснащен неповоротным отвалом 2, который снабжен ножом 1 и козырьком 3. Отвал через толкающий брус 9 крепится к поперечной балке трактора цапфами 8. В движение отвал приводят гидроцилиндры 5, закрепленные на кронштейне 4.

Поперечная балка жестко крепится к кронштейнам лонжеронов трактора между опорными катками. Управление гидроцилиндрами отвала осуществляется от гидросистемы базового трактора оборудованной гидронасосом НШ-46У-Д и трехсекционным распределителем.

При такой компоновке из кабины машиниста открывается достаточно хороший обзор по ходу машины и на всю зону расположения отвала, что позволяет машинисту бульдозера непосредственно наблюдать за самим процессом обработки грунта.

Таблица 1.1 - Техническая характеристика бульдозера ДЗ-42Г

1.3 Установка силовая

В качестве силовой установки бульдозера ДЗ-42 установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель А-41. Конструкция двигателя рассчитана на длительную работу без капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного технического обслуживания.

Таблица 1.2 - Основные параметры и характеристики двигателя А-41

бульдозер двигатель гидравлический система

Рисунок 1.2 - Кинематическая схема бульдозера ДЗ-42Г: 1 - двигатель; 2 - фрикционная муфта; 3 - карданный вал; 4 - редуктор; 5 - блокировка механизма поворота; 6 - венечные шестерни; 7 - блокировка остановки; 8 - солнечная шестерня; 9 - водило; 10 - ведущие колеса; 11 - бортовой редуктор; 12 - масляный насос трансмиссии; 13 - вал отбора мощности; 14 - раздаточный редуктор; 15 - гидронасос; 16 - планетарный механизм поворота; 17 - тяговый электродвигатель; 18 - силовой генератор


Рисунок 1.3 - Гидравлическая система бульдозера ДЗ-42Г: 1 - масляный фильтр; 2 - силовой гидроцилиндр; 3 - гидроклапан предохранительный; 4 - гидрозамок; 5 - гидрораспределитель; 6 - гидронасос; 7 - масляный бак

1.6 Рабочий цикл бульдозера ДЗ-42Г

При движении машины вперед отвал с помощью системы управления заглубляется в грунт, срезает ножами слой грунта и перемещает впереди себя образовавшуюся грунтовую призму волоком по поверхности земли к месту разгрузки; после отсыпки грунта отвал поднимается в транспортное положение, машина возвращается к месту набора грунта, после чего цикл повторяется.

При разработке грунта отвал устанавливается режущей кромкой под углом 55o с заглублением отвала 410 мм.

Максимально возможный объем призмы волочения бульдозер набирает на участке длиной 6...8 м. Экономически целесообразная дальность перемещения грунта не превышает 60 м.

Рисунок 1.4 - Рабочий цикл бульдозера: а) транспортное положение; б) заглубление в грунт; в) перемещение грунта. 1 - бульдозер; 2 - отвал; 3 - толкающий брус; 4 - грунтовая призма

Любое строительство начинается с земляных работ. Это разработка грунта, его перемещение или погрузка на самосвалы. Всегда при устройстве основания или фундамента здания роется котлован заданной площади и глубины, а чтобы проложить трубопровод, необходимы траншеи.
Удельный вес земельных работ в строительстве самый массовый и трудоемкий, в связи с чем ручные методы здесь неприменимы. Котлованы роются механизированным способом. При этом используются специализированные землеройные и землеройно-транспортные машины.
Для срезания и перемещения слоев грунта, а также его укладки и планировки используются бульдозеры, с помощью которых эти процессы механизируются. Наиболее распространены, имеющие высокие тяговые усилия и проходимость, гусеничные бульдозеры.

ДЗ-42 - бульдозер, использующийся при разработке грунтов первой и второй категорий. Может перемещать сыпучий материал и планировать территорию под строительство. Бульдозер снимает грунт пластами, при необходимости возводя насыпи. Разработчики заложили в устройство ДЗ-42 ряд уникальных характеристик, дающих этой тяжелой машине дополнительные возможности. Это не только рытье траншей и котлованов, но и перемещение различных сыпучих материалов, расчистка дорог от снега, использование при проведении работ в сельском и коммунальном хозяйствах.

История создания

Изобретение гусеничного хода является таким же великим и фундаментальным, как и изобретение колеса. Но если создатель колеса неизвестен, то гусеницы были изобретены русским крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым, родившимся в 1827 г. в с. Никольское, относящемся к Вольскому уезду Саратовской губернии. Родители изобретателя были крепостными.

Высший Совет народного хозяйства Советского Союза в 1926 г. принимает постановление о строительстве тракторного завода в Сталинграде. Закладка Сталинградского, а впоследствии Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) состоялась 12.07.1926 г., а уже 17.06.1930 г. был выпущен первый СТЗ-1 - колесный трактор с двигателем мощностью 30 л.с. К 1932 году с конвейера завода уже сходило более 140 тракторов в сутки.

Базовой моделью бульдозера ДЗ-42 является гусеничный трактор ДТ-75, производство которого было начато в 1963 г. В отличие от предшественника, ДЗ-42 выполнял любые землеройные работы и использовался при формировании стройплощадок. Многофункциональность бульдозера обеспечивалась тем, что на него устанавливался универсальный отвал, на котором можно было менять угол наклона.

В настоящее время ВгТЗ является тракторной компанией, входящей в концерн «Тракторные заводы». За время существования производства предприятие выпустило ряд модификаций ДЗ-42, спрос на которые остается на высоком уровне.

К примеру, на советской научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-30», открытой 09.10.1987 г. и просуществовавшей до 04.04.1991 г. в качестве транспорта работали болотоход ДТ-75 и бульдозер ДЗ-42.

Технические характеристики

Бульдозер ДЗ-42 имеет третий тяговый класс. На время создания базовой модели машины это был для нее хороший показатель мощности. Основным отличием от базовой модели ДТ-75 является установка реверсного редуктора и отвала, что позволяет в полной мере использовать технический потенциал бульдозера. При этом машина заметно потеряла в скорости, но появилась возможность для работы со сложными грунтами, относящимися к категориям первого и второго уровней.

Основным рабочим органом ДЗ-42 является неповоротный отвал, закрепленный с помощью коробчатых толкающих брусьев и цапф на балке, расположенной поперечно. Стабильное рабочее положение отвала обеспечивается за счет жесткого винтового раскоса и гидрораскоса. В горизонтальном положении отвал удерживается за счет компенсационного механизма, не допускающего перекоса путем равномерного распределения нагрузки. На нижней кромке отвала устанавливаются сменные режущие ножи, имеющие два лезвия. Центральная часть оснащается специальным козырьком, не позволяющим пересыпаться грунту через верхнюю часть кромки отвала. Два гидроцилиндра, закрепленные на кронштейнах и приводящие отвал в движение, управляются гидросистемой с входящим в нее шестеренчатым насосом и трехсекционным гидрораспределителем.
Основные технические и габаритно-массовые показатели:

  • Размеры (длина✕ширина✕высота), мм - 4980✕2560✕2650.
  • Дорожный просвет (клиренс), мм - 380.
  • Общий вес, кг - 7390.
  • Объем топливного бака, л - 245.
  • Коробка передач - механика.
  • Шасси - на гусеничном ходу.
  • Модель двигателя - пять разных моделей четырехтактного четырехцилиндрового двигателя мощностью от 80 до 95 л.с.
  • Максимально развиваемая скорость, км/ч - 11,3.
  • Расход дизельного топлива, л/ч - 8,4.
  • Размеры отвала (длинаXвысотаXвысота подъемаXзаглубление), мм - 2560✕800✕830✕410.

Двигатель

На бульдозер ДЗ-42 устанавливаются пять различных моделей двигателей, являющихся четырехтактными дизельными силовыми агрегатами с непосредственным топливным впрыском и жидкостным охлаждением. Единственное отличие между ними в выдаваемой мощности:

  • РМ-80 и СМД-14НГ развивают мощность 80 л.с.
  • А-41 – 90 л.с.
  • Д 440-22, СМД-18Н, Д 245.5S2 - 95 л.с.

Электростартерный запуск двигателя. Усредненный расход дизельного топлива находится в пределах 8,4 л/ч, а развиваемая скорость 03,-11 км/ч.

Ходовая система

Все модели бульдозера ДЗ-42 имеют шасси на гусеничном ходу. Используется цельнометаллическая рама и пружинная подвеска. Боковые лонжероны, расположенные между гусеничными катками, на которые приходится основная нагрузка, жестко соединяются с поперечной балкой.

На разных модификациях используется гусеничное полотно шириной 390-470 мм. При этом создаваемое на грунт давление не более 0,47 г/см2 при выполнении сельхозработ не повреждает плодородный почвенный слой.

Трансмиссия и гидравлика

Бульдозер ДЗ-42 оснащен механической семиступенчатой коробкой передач (КП), располагаемой у заднего моста. Для привода в движение используется сухая постоянно замкнутая двухдисковая муфта сцепления. На ДЗ-42 установлены ленточные тормоза.

Для уменьшения создаваемых при поворотах бульдозера нагрузок, задний мост оборудован двумя планетарными редукторами.

Встроенная гидравлическая система, состоящая из силового гидроцилиндра, гидронасоса, гидрораспределителя с гидрозамком и предохранительного гидроклапана, управляет навесным оборудованием. Масло в гидросистему подается через масляный бак и фильтр.

Кабина

Водительская кабина изготавливается цельнометаллической и усиливается для безопасности каркасом. Кабину можно смещать относительно основания ДЗ-42, чем обеспечивается наиболее полный обзор во время проведения земляных работ.

В кабину выведены выходные каналы отопителя, кондиционера и воздухоочистителя, которыми оборудован бульдозер. Здесь же установлено подрессоренное двухместное регулируемое водительское сиденье.

Начало эксплуатации

Перед тем, как выехать на работу, водитель-машинист осматривает бульдозер ДЗ-42 и устраняет неисправности, обнаруженные во время проведения проверки. Осмотр проводится при заглушенном двигателе.

Эксплуатация бульдозера, находящегося в неисправном состоянии, категорически запрещена.

К работе на ДЗ-42 допускаются только прошедшие обучение и имеющие удостоверение водители-машинисты. Необходимо проверить, обеспечивает ли освещение, установленное на бульдозере, достаточную видимость всего окружающего рабочего пространства. Не следует оставлять работающую машину без присмотра, а также производить регулировочные и смазочные работы на ходу. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту бульдозера можно только после того, как двигатель полностью остановлен.

Во время работы водитель-машинист заглубляет отвал в грунт на 410 мм под углом 55° и направляет движение бульдозера в нужную сторону. При этом ножами срезается нужный слой грунта и одновременно перемещается в отведенное для разгрузки место. Этот процесс называется отсыпкой, после окончания которой отвал необходимо поднять, и затем повторить цикл снова. Грунт перемещается на расстояние не более 60 м.

Навесное оборудование

На ДЗ-42 устанавливаются следующие отвалы:

  • БНДТ-10 - неповоротный отвал шириной 2520 мм и весом 829,6 кг, способный на 25° менять положение по отношению к основанию бульдозера. Используется в основном при планировании стройплощадок и очистке дорог от снега.
  • БНДТ-20 - полностью идентичен модели БНДТ-10, кроме ширины (2800 мм) и веса (874 кг).
  • БПДТ - поворотный по отношению к продольной оси бульдозера отвал шириной 2800 мм, весом 1070 кг и углом поворота 25°.
  • БУДТ - универсальный поворотный отвал с аналогичным БПДТ углом поворота, шириной и весом, имеющий угол перекоса 8° в поперечной плоскости.

Все отвалы имеют одинаковую высоту подъема 650 мм и максимальное заглубление 410 мм при угле резания 55°. Допускается уклон бульдозера до 20°. Управляется любой отвал при помощи двух гидроцилиндров, за исключением БУДТ, имеющем три таких устройства.

Модификации

Кроме базовой модели ДЗ-42, применяемой в строительстве, коммунальной сфере и сельском хозяйстве, есть еще три основных модификации, которые следует рассмотреть более детально.

  • ДЗ-42Г - специально разработанная для сельского хозяйства модель, использующаяся в основном на мелиоративных работах, а также в горной местности. Этот бульдозер оснащен одним двухсторонним гидроцилиндром.
  • ДЗ-42Т - используется в заболоченных и труднопроходимых местах. Эта модификация даже получила название «торфяной». За счет ширины гусениц у бульдозера заметно увеличена опорная площадь, а высокий дорожный просвет (37 см) позволяет преодолевать завалы, колеи и другие препятствия. Звенья гусениц оснащены почвозацепами, что позволяет ДЗ-42Т работать на подвижном грунте в заболоченной местности, не проваливаясь при этом в зыбкий грунт или торфяник.

  • ДЗ-42П - модель оснащается полноповоротным отвалом, фиксирующимся шарнирами на толкающих брусьях, крепящихся на специальной поперечной балке. При перекосе отвала за счет шарниров брусья проворачиваются и бульдозер остается в работоспособном состоянии. При этом изменение угла наклона по отношению к горизонтальной плоскости очень удобно при проведении работ по очистке улиц от снега.

Опыт эксплуатации, достоинства и недостатки

Длительный период эксплуатации показал надежность работы бульдозера ДЗ-42 и его модификаций, не выявив при этом существенных недостатков, к которым можно отнести разве что уменьшение скорости, по сравнению с прототипом ДТ-75, за счет навеса отвала.

Это мощная и производительная техника. Даже небольшая скорость не мешает приспособиться к меняющейся рабочей обстановке. Бульдозер подвержен постоянным высоким нагрузкам, которые выдерживаются за счет его прочной конструкции. Запас прочности ДЗ-42 позволяет продолжать его эксплуатацию и после окончания установленного нормативного срока, для чего необходимо своевременное техобслуживание. Унификация большинства узлов и деталей дает возможность производить их быструю замену.

ДЗ-42 прекрасно справляется с рытьем котлованов, кюветов и траншей, нарезкой отводных водных каналов, возведением насыпей и засыпкой ям. С помощью этого бульдозера планируются под застройку участки и площадки под хранилища, обустраиваются насыпи и уступы на косогорах, перемещается изъятый грунт. Дополнительно ДЗ-42 может оснащаться оборудованием для разрыхления твердого грунта.

Цены

Новый бульдозер ДЗ-42 базовой комплектации с неповоротным отвальным механизмом БНДТ-10 на начало 2016 г. стоил 1493 тыс.рублей.
Подержанную модель 1993 г. с таким же отвалом, восьмидесятилошадным двигателем СМД-14НГ и наработкой 2300 моточасов можно приобрести за 450 тыс. рублей.

Подводим итоги

Гусеничный бульдозер ДЗ-42 может эксплуатироваться во всех регионах России и за ее пределами, нетребователен к качеству топлива и неприхотлив в обслуживании. При высоких технико-эксплуатационных показателях стоимость ДЗ-42 значительно ниже сходных по классу моделей.

Бульдозер Д3-42 - это самоходная спецтехника на гусеничном ходу землеройного типа, которая была востребована ещё во времена Советского Союза. Самый весомый и трудозатратный процесс в любом строительстве - это землеройные работы, где в современной гонке за временем и качеством работ, ручной труд практически себя изжил.

Преимущества

Прототипом создания этого агрегата стала известная и популярная модель ДТ-75, на основе которой Волгоградский тракторный завод стал выпускать бульдозер Д3-42, добавив ему ряд уникальных технических характеристик и новых возможностей, а именно:

  • транспортировка сыпучих материалов;
  • планирование грунта;
  • рытьё котлованов;
  • очищение улиц и дорог от снега и грязи;
  • возведение земляных насыпей и т. д.

Недостатки

Единственным недостатком бульдозера Д3-42 была и остаётся маленькая скорость передвижения, но его мощность, тяговые усилия, производительность и надёжная бесперебойная функциональность с лихвой компенсируют этот минус. К тому же, достоинством Д3-42 является и его ремонтопригодность, т. е., при выходе из строя любого элемента, его достаточно легко заменить.

Модификации

Благодаря работам по модернизации, с конвеера выходили всё те же трактора ДТ-75, но уже оборудованные отвалами поворотного и неповоротного типа.

Исходя из вида отвала, различали два варианта исполнения данной спецтехники:

  1. Д3-42П - это агрегат с отвалом полноповоротного типа, имеющий возможность менять наклон отвального механизма. Его отличительные характеристики заключались в наличии функции гидропереноса и, собственно, поворотного механизма. Улучшенные показатели маневренности позволяли значительно увеличивать производительность в осуществлении рабочих манипуляций.
  2. Д3-42 - имел неповоротный отвальный механизм.
  3. Д3-42Т - специальная модель, способная вести земляные работы на влажных и болотистых почвах, за что и получила своё второе название « торфяная модификация».

Сегодня производитель ВгТЗ продолжает выпуск различных модификаций Д3-42, пользующихся высоким спросом.

Технические параметры

Бульдозер Д3-42 характеризуется 3-м классом тяги, а главным отличием Д3-42 от базового варианта ДТ-75 является использование реверсного редуктора и отвального механизма. Это даёт возможность эксплуатации его в трудных климатических условиях и на сложных грунтах, относящихся с 1 - 2 категориям.

Турбированный дизель оборудован системой охлаждения на основе жидкости, что позволяет бульдозеристу долгое время эксплуатировать технику, не прерываясь на охладительные паузы.

Кроме моделей Д3-42, Д3-42П и Д3-42Т, была создана ещё одна модификация, а именно, бульдозер Д3-42Г, предназначенная для оказания мелиоративных услуг в сельском хозяйстве, для эксплуатации в горной местности и других локациях, где средне тяжёлый грунт.

Данная модель землеройной спецтехники имеет мощную (до 90 л/с) силовую установку и, отличающиеся в большую сторону, габариты. А гидравлический цилиндр с двусторонним рабочим действием позволяет отвалу входить в грунт на глубину до 30 см и подниматься на высоту до 63 см.

Чтобы вы могли наглядно представить различия бульдозера Д3-42Г от базовой модели Д3-42 по техническим характеристикам, стоит руководствоваться данной таблицей:

Технические данные

Д3-42
Габариты,мм

4980х2560х2650

5200х2800х2710

Дорожный просвет, мм
Общий вес, кг
Объём бака, л
Число передач
КП

механика

механика

Ход

На гусеницах

На гусеницах

Мощность двигателя, л/с
Цилиндры, шт
Скорость, км/ч
Расход Д/Т, л/ч
Размеры отвала, мм
Высота подъёма, мм
Углубление, мм

Устройство

Многофункциональный агрегат Д3-42 получил широкое применение за счёт грамотно разработанной конструкции и компоновки, а именно:

  • Двигатель работает на дизельном топливе, запускается электростартером и имеет 5 моделей исполнения, которые представляют собой четырёхтактные силовые установки.
  • Отличаются модели только по мощности: РМ-80 и СМД-14НГ - 80 л/с; А-41 - 90 л/с; СМД-18Н, Д245.5S2, Д440-22 - 95 л/с.
  • Гусеничная ходовая система стоит у всех моделей данной спецтехники. Применяется рама из цельного металла и подвеска пружинного типа. В пространстве между гусеничными траками находятся боковые ланжероны, крепко состыкованные с поперечной балкой, что помогает выдерживать большие нагрузки и не повреждать верхний слой грунта, что особенно важно при сельскохозяйственных манипуляциях.
  • Размер гусеничного полотна зависит от модели исполнения и может варьироваться от 390 до 470 мм.
  • Гидравлическая система имеет в своей конструкции насос, распределитель с гидрозамком, силовой гидроцилиндр и предохранительный клапан, управляющий навесным механизмом. Масло гидравлика получает через масляную ёмкость и фильтр.
  • Механическая коробка передач - семиступенчатая. Установлена около заднего моста. Для начала движения используется сухая муфта сцепления - замкнутая двухдисковая деталь.
  • Тормозит данный агрегат ленточными тормозами.

Современная кабина разработана с учётом прошлых ошибок, что повысило производительность труда бульдозериста, а именно:

  1. хороший обзор даёт водителю возможность наблюдать за всеми зонами работы;
  2. для безопасности усилена каркасом;
  3. удобное двухместное сиденье с возможностью регулировки под определённые параметры водителя;
  4. наличие системы отопления, кондиционирования и воздухоочищения.

Отдельно хочется уделить внимание навесному оборудованию, которое имеет 4 типа:

  1. БНДТ-10 - неповоротный вариант исполнения, весом почти 830 кг, углом поворота в 25 градусов и шириной в 2 м 52 см. Применяется для снегоочистительных работ и на строительных участках.
  2. БНДТ-20 - аналог первого варианта, но с шириной 2 м 80 см и весом - 874 кг.
  3. БПДТ - поворотный вариант с углом поворота 25 градусов по отношению к оси агрегата, массой 1т 70 кг и шириной 2 м 80 см.
  4. БУДТ - технические характеристики как у БПДТ, но имеет перекос в 8 градусов по поперечной плоскости, что делает этот тип универсальным поворотным механизмом.

При движении вперёд происходит заглубление отвала в грунт, что способствует срезанию грунта. Полученная грунтовая призма перемещается волоком перед бульдозером к месту выгрузки. Затем отвальный механизм поднимается и в таком положении техника возвращается к точке набора грунта.

Бульдозер Д3-42 набирает максимальный объём призмы волочения на отрезке грунта длиной от 6 до 8 м. Целесообразная длина перемещения грунта не заходит за рамки 60 м.

Если у вас возникла острая необходимость взять в аренду спецтехнику, данного типа, то обратите внимание на основные эксплуатационные параметры, а именно, часовую производительность и тяговые данные.

Аналоги

Средняя цена нового агрегата Д3-42 варьируется от 1.2 до 1.6 млн/руб. Б/у варианты можно найти от 0.7 до 0.9 млн/руб. «Уставшие» аппараты предлагают от 145 тыс/руб до 250 тыс/руб.

Аналогом могут служить бульдозеры:

  • Б10М.0101-Е (ТГ-170М.01-1Е) - от 3 до 3.5 млн/руб.
  • Shantui - 5 до 4 млн/руб.

Так что описываемая модель - это оптимальный вариант в соотношении цена/качество.

Бульдозер ДЗ 42 предназначен для разработки грунтов, относящихся к первой и второй категориям. Также данное транспортное средство может производить перемещение сыпучего материала, осуществлять планировочные работы. С помощью этой достаточно мощной машины еще снимают пласты грунта и при необходимости возводят земляные насыпи. Благодаря стараниям разработчиков, устройство обладает массой уникальных характеристик и дополнительных возможностей.

К дополнительной функции можно отнести возможность перемещения разных сыпучих грузов. С помощью данного специализированного транспорта роют траншеи и котлованы, расчищают от снега дороги. Землеройно-транспортировочное приспособление, благодаря своим способностям и довольно широкой сфере применения, успешно используется не только промышленными предприятиями, но и в разных областях сельского и коммунального хозяйства.

Обзор характеристик и модификации бульдозера ДЗ 42

Базовый бульдозер ДЗ 42 промышленной модификации может быть оснащен разными видами отвальных приспособлений. Речь идет про отвал поворотного и неповоротном типа. По сути, данное устройство является трактором ДТ-75, на который установлены бульдозерные механизмы. От категории отвала различается два варианта исполнения специализированной машины. Модель ДЗ-42 оборудована отвальным приспособлением неповоротного типа, а на модели ДЗ-42П установлен полноповоротный отвальный механизм.

На второй модели можно легко изменить угловой наклон отвального оснащения относительно осевой опоры транспорта, расположенной продольно. Такой маневр дает возможность значительно увеличить показатель производительности при выполнении различных рабочих операций. Под индивидуальный заказ специализированное транспортное средство укомплектовывается либо поворотного типа (прямой уонструкции) механизмом, либо универсальным поворотным отвальником с функцией гидроперекоса.

Выпускается еще одна модель бульдозера ДЗ 42, которая приспособлена для выполнения рабочих земляных операций на неустойчивом, слабом грунте. К такой категории относится влажная почва, к примеру, на болотистой территории. Данная модель маркируется как ДЗ-42Т и получила название торфяной модификации. Как видно из рассмотрения модельного ряда, у этой марки техники достаточно много производных моделей.

Разработчики оборудования предусмотрели множество вариантов, сделав модификации машины практически универсальными. Каждый потенциальный покупатель имеет возможность выбрать конкретную, индивидуальную модель, именно под свои потребности, климатические условия и состояние почвы, на которой планируется производить работы. Далее стоит рассмотреть общие характеристики модельного ряда устройства и поближе ознакомиться с самой популярной модификацией устройства - бульдозером ДЗ-42Г.

Сначала следует подробно ознакомиться с техническими характеристиками бульдозера ДЗ 42. Нужно отметить, что трактор, на котором крепится рабочее оборудование, может быть оснащен двумя видами двигателей. Первый, с мощностью девяносто пять лошадиных сил, маркируется Д-440-22 и выпускается отечественным производителем. Второй - СМД-18Н, с аналогичным показателем мощности, отличается страной производителем, он выпускается в Украине.

Общий вес специализированного транспортного средства составляет семь тысяч триста девяносто килограмм. Машина работает на двигателе дизельного типа. Сама конструкция в длину достигает почти пяти метров, ее высота и ширина - свыше двух с половиной метров. Максимальное значение силы тяги равно тридцати шести целым и пяти десятым кН. Немаловажным параметром являются габаритные размеры отвала, его ширина и высота, которые составляют два с половиной метра на восемьдесят - девяносто пять сантиметров соответственно. Отвал способен заглубляться на расстояние в пятьдесят сантиметров, а подыматься - на сорок один сантиметр.

Отличительные особенности модели бульдозера ДЗ 42Г

Одна из разновидностей модельного ряда - бульдозер ДЗ 42Г, предназначена, чтобы выполнять землеройно-планировочные работы в различных сферах. К таким сферам относится строительство, сельское хозяйство и прочие. Благодаря специализированной технике можно возвести насыпь высотой до двух метров, разрабатывать грунты первой и второй категории, вынимать землю и осуществлять ее перемещение на расстоянии от пятидесяти до ста пятидесяти метров. С помощью этого транспортного средства срезаются грунты на косогорах, разрабатываются котлованы, нарезаются водоотводные канавы с небольшой глубиной и кюветы. Также можно легко засыпать пазуху, котлован или яму, осуществить распланировку площадки и прочие.

Бульдозер ДЗ 42Г - это самоходное землеройно-транспортное устройство, осуществляющее передвижение на гусеничном ходу. Машина оборудована неповоротным отвалом. На отвале расположен нож и козырек. Сам отвал прикреплен через толкающий брус к поперечно расположенной балке. Крепление сделано посредством цапф. Чтобы привести отвал в движение, следует задействовать гидроцилиндры.

Эти гидроцилиндры в стандартным конструкциях закреплены на кронштейне. Балка поперечного расположения закреплена достаточно жестко с кронштейнами лонжеронов. Лонжероны принадлежат трактору и расположены между катками, на которые рассчитан упор. Гидроцилиндры приводятся в рабочее положение посредством гидросистемы, принадлежащей базовому трактору. В конструкцию гидросистемы входят: гидронасос и распределитель, состоящий из трех секций.

Компоновка бульдозера ДЗ 42Г продумана разработчиками до мельчайших деталей, потому управление устройством осуществлять достаточно легко и удобно. Также прекрасно оборудована и грамотно организована комплектация кабины, ее конструкция. Оператору открывается хороший обзор в ракурсе хода машины и всей зоны расположения отвала. Таким образом, оператор всегда визуально контролирует рабочую зону, обозревая процесс разработки или выполнения других операций. Специализированное транспортное средство имеет прочную и надежную конструкцию, благодаря которой может справляться с различными операциями, несмотря на получаемые нагрузки.

Скорость данной машины не велика, что полностью компенсируется ее возможностями относительно мощности и производительности. Но самым важным качеством землеройно-транспортной техники является ее надежность в эксплуатации, возможность длительной бесперебойной работы. Сама модель, при своевременных периодических техосмотрах сможет прослужить намного дольше всех гарантийных и рассчитано-эксплуатационных сроков. Если же какой-либо механизм или деталь специализированной машины выйдет из строя, ее легко заменить и бульдозер снова будет готов к выполнению специализированных работ.

Фото бульдозера ДЗ 42



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные