Узоры для рельефной резьбы по дереву. Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.

Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более .

Первые шаги на пути к мастерству

История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – , осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих

Рельефная резьба

Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф. Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

Секреты между строк

Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами. Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента, чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа

Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Секреты между строк

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.

Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне.

В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания.

Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.

Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

Секреты между строк

В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры?

Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе.

Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - плоскорельефная резьба, ажурная резьба, объемная резьба и корнепластика.

Плоскорельефная резьба по дереву

Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы -- растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение -- прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром -- края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном -- фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном -- вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.

Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную и горельефную резьбу. Барельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема. Горельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Резьбу и выборку фона можно выполнять с помощью обычного набора инструментов, что требует дополнительных физических усилий.

После выборки фона следует проработать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, жилками, насечками и т.п.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом её широко применяли для украшения интерьеров- стеновых панелей, порталов дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно.

Плоскорельефная резьба - один из самых распространенных видов орнаментальной резьбы. В этой технике выполняются довольно сложные растительные мотивы и сюжетные композиции. Выделяют следующие разновидности плоскорельефной резьбы: с заоваленным контуром, с подушечным и с подобранным фонами.

В резьбе с заоваленным контуром на деревянной поверхности получается сплошной рельеф без фона, поскольку собственно узор и собственно фон выступают как равноценные. Все детали орнамента сначала прорабатываются по контуру косякам или полукруглой стамеской широкого радиуса изгиба. Надрезы и подрезы канавки выполняют на глубину 3 - 4 мм. Затем с верхних граней канавки снимают фаски, заоваливают контуры узора, придавая им скругленную, смягченную от поверхности вглубь конфигурацию. Фаски снимают по контуру рисунка равномерно с обеих сторон ножом-резаком, который держат с наклоном влево. Чем круче заоваливается линия, тем выше надо поднимать пятку резака. На прямых и пологих кривых линиях фаску можно снимать в направлениях от себя и на себя и пяткой резака, причем резьба пяткой получается более чистой. Прямые и пологие линии в крупной резьбе заоваливают прямой стамеской, слегка наклоняя ее к линии рисунка. На крутых изогнутых линиях фаску удобно снимать полукруглой стамеской.
Резьба с подушечным фоном - это разновидность резьбы с заоваленным контуром, только линии заоваливают и со стороны контура - круто, и со стороны фона - более отлого. Получается, что каждый просвет фона закруглен, закончен, а орнамент выступает выше фона как бы лежащим на подушечке. Подушечный фон делает композицию более насыщенной, тогда как в резьбе с заоваленным контуром она выглядит графичнее, суше. Резьба с подобранным фоном выполняется так же, как и с подушечным, но в ней фон снимают - выбирают. Сначала делают надрез узора по внешнему контуру. Глубина надреза не везде одинаковая: на крутых линиях она большая, а в острых углах и местах соприкосновения элементов орнамента между собой - минимальная. Выполняя надрез, ставят инструмент на линию вертикально. Затем производят выборку фона: черновую на глубину 3 мм - полукруглыми отлогими стамесками, вторую - плоскими. После этого делают подрез форм орнамента, инструмент держат под углом к надрезу. Заоваливание выполняют, как при резьбе с подушечным фоном. Окончательно фон зачищают клюкарзами, циклей, шкурками. Можно украсить его с помощью пуансона чеканным узором.
Из плоскорельефных видов резьбы с подобранным и подушечным фонами наиболее сформировавшейся является абрамцево-кудринская, или просто кудринская резьба. Название и характер резьбы удивительным образом сочетаются с внешним видом подмосковной деревни Кудрин, где зародился этот вид резьбы: непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев и цветов, ветвей вызывают желание назвать эти узоры кудрявыми. См. картинки ниже.

Если есть желание сделать свои проект особенным, добавьте элементы притягивающие взгляд. Для этого попробуйте свои силы в рельефной резьбе, пользуясь простыми методами и недорогими инструментами, чтобы за пару часов вырезать своими руками эту элегантную «королевскую лилию».

Острота в деле резьбы по дереву прежде всего

Резать древесину тупыми инструментами – почти то же самое, что ехать на автомобиле с неисправным рулевым механизмом. И то и другое возможно, но результат не будет хорошим, и вам грозят опасности. Если материал скалывается небольшими щепками, вместо того чтобы легко отделяться тонкими стружками, пора точить ваши лезвия.

Если инструмент относительно новый, иногда достаточно быстрой правки режущей кромки. Но если вы хотите восстановить работоспособность старой стамески, придётся потрудиться чуть дольше. Прежде всего, с помощью фрезера сделайте на кромке обрезка доски скругления, соответствующие радиусу желобка стамески.

Наклейте на скруглённую кромку полоску наждачной бумаги зернистостью 120-160 единиц.

Отшлифуйте поверхность желобка, чтобы она стала гладкой и приобрела равномерный блеск (Шаг 1). Продолжайте процесс, применяя более мелкие абразивы (вплоть до № 800), пока желобок не станет идеально гладким. Завершив эту операцию, выровняйте режущую кромку под прямым углом к краям лезвия, используя крупнозернистую алмазную пластину (Шаг 2). Затем на низкооборотном точильном станке с водяным охлаждением (так называемом «мокром» точиле) заново сформируйте фаску (Шаг 3).

Для заточки режущей кромки используйте абразивный брусок средней зернистости. Сохраняя контакт фаски с абразивом под одним и тем же углом, перемещайте лезвие из стороны в сторону, чтобы равномерно отшлифовать всю поверхность (Шаг4). Затем проделайтето же самое на мелкозернистом водном камне. Наконец, отполируйте режущую кромку до зеркального блеска на куске кожаного ремня с полировочной пастой. Теперь можно снова заняться резьбой!

Инструменты и материалы для резьбы по дереву

Хотя вы можете резать любой материал, советуем начать с пород, имеющих мягкую древесину с равномерной плотностью, которые особенно хорошо поддаются обработке резцами, например, липы или ореха. Для первых шагов в освоении техники резьбы вам потребуется лишь несколько инструментов, но, как и в любом увлечении, по мере роста мастерства будет расти и число используемых инструментов.

Прежде всего советуем приобрести 6-миллиметровую уголковую, 12-миллиметровую отлогую и 10-миллиметровую полукруглую стамески, которые успешно справятся с большинством резчицких задач, а также заострённый надфиль для обработки узких углублений. Поддерживайте остроту инструментов; тупые резцы оставляют грубый след и требуют больших усилий для срезания материала, а это приводит к срывам и может стать причиной травмы (см. раздел «Острота прежде всего»).

Перенесите рисунок

Чтобы перенести контуры рисунка на древесину, пользуйтесь копировальной бумагой (фото А). Зафиксируйте заготовку, подложив снизу нескользящий коврик для автомобильных багажников.

Защитите левую руку от царапин и порезов с помощью прочной перчатки. Примечание. При резьбе учитывайте направление древесных волокон, так как инструмент стремится следовать вдоль волокон, а не вдоль намеченной контурной линии. Работая поперёк волокон, делайте неглубокие надрезы, чтобы избежать сколов.

Вырезание контуров

С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.

Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.

Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.

Закруглите лепестки

Узкой полукруглой стамеской сделайте желобки глубиной около 2 мм с обеих сторон от центральной линии верхнего лепестка (фото F). Начните формировать объём всех лепестков отлогой стамеской (фото G и Н). Смягчите переходы между плоскими участками и вертикальными желобками верхнего лепест ка, срезая материал понемногу, чтобы с обеих сторон от центральной жилки образовались небольшие углубления, плавно перехолящие в выпуклости у внешних краёв лепестка.

Зачистка резьбы

Даже если вы стараетесь делать резцами точные и аккуратные движения, почти неизбежно обнаружатся несколько грубых мест, требуюших уточнения или зачистки (фото I и J). Краткий совет! Протрите резьбу тканью, сманенной уайт-спиритом, чтобы выявить мелкие дефекты, которые могут остаться незамеченными. Завершив обработку по форме и убедившись, что все недостатки устранены, можно приступать к отделке.

Бесцветное покрытие сохраняет естественный цвет древесины, но можно подчеркнуть рельеф, усилив контраст с помощью морилки, несколько раз нанесённой на участки, которые должны казаться более глубокими и затенёнными.

Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер-класс

108 бусин 8 мм настоящий Сандал буддийский Будда Дерево Молитва…



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные