Что делать, если не хочешь учиться? Что делать, если не хочу ни учиться, ни работать. Психологические и физические проблемы, способы их решения Что делать если ты не хочешь учиться

Учеба – не легкое дело, однако каждому человеку приходится много учиться, если он хочет чего-то достичь в этой жизни. Но любой человек согласится с тем утверждением, что иногда учиться просто не хочется, хочется делать все что угодно, но только не садиться за конспект, учебники, материалы и т.д. Лучше даже начать работать или же вообще отдыхать, ведь учеба – сложное дело. Сегодня наш сайт сайт расскажет вам, как можно заставить себя учиться, и не просто заставить, но затем и вспомнить все то, что вы учили. После данной статьи вы получите ответ на часто задаваемый вопрос: «Не хочу учиться что делать?

Одним из наиболее эффективных способов заставить себя учиться – это правильная мотивация. Хорошая мотивация влияет на разум человека. Стоит отметить, что разум есть у всех, только некоторые не хотят заставлять его работать в полную силу. Если вы не хотите учиться, следует немедленно воспользоваться разумом.

Мотивировать себя необходимо теми вещами, которые действительно подействуют на вас. Образование – это престиж, это большие связи в будущем, образованность, отличная работа и т.п. Помните, что если вы сейчас забросите учебу, в будущем вас ждет работа, которая будет вам не по душе, та работа, которую вы будете ненавидеть. Но все зависит от вас, если возьметесь за ум и продолжите учебу, то вы быстро сможете продвинуться по карьерной лестнице. Если не хочется жить и развиваться, то данная статья позволит осмыслить все свои действия на будущее.

Попробуйте вызвать интерес к учебе

Некоторым людям нравится учиться только потому, что они получают много новой, интересной, уникальной информации. Они учатся такими методами, которые просто не могут надоесть. И этому можно научиться каждому человеку. Например, вы сидите над учебником по психологии и думаете: «Я не хочу учиться что делать? Как запомнить все эти термины, параграфы?». Но попробуйте поразмыслить немного иначе. Если есть какая-то тема, постарайтесь представить ее на практике. Если это психология ребенка, найдите знакомого ребенка и попрактикуйтесь на нем, воплощайте теоретические знания в жизнь. Если вам предстоит выучить ботанику, выйдите на улицу, в парк и делайте этот урок именно там, на природе. Вы еще не хотите учиться? Тогда сделайте предмет настолько интересным, насколько это возможно с вашей стороны.

Лень – вредная привычка

Если ни один из выше перечисленных способов не помогает, задумайтесь всерьез над степенью вашей лени. Это очень важно для вас и вашего будущего. Если вы постоянно хотите спать, у вас нет ни к чему интереса (и это касается не только учебы), тогда будьте уверены, лень крепко утвердилась внутри вас. Лень – это вредная привычка, с которой следует бороться, и чем быстрей, тем лучше. Лучшая пословица для таких людей: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Возьмите себя в руки, постарайтесь правильно мотивировать себя, и заставляйте себя делать хоть что-нибудь. Иначе это может печально кончиться – слишком ленивые люди не только не заканчивают высшие учреждения, они потом нигде не работают, и ведут ужасный образ жизни. Вы хотите этого? Если нет, приступайте за учебу!

Удалить все, что отвлекает

В большинстве случаев, нам не столько противна учеба, сколько просто нравится делать что-то другое. От учебы отвлекает телевизор, художественные книги, журналы, телефон, ну и конечно же – Интернет. Поэтому вы должны убрать от себя подальше все эти вещи, чтобы они не соблазняли вас. Вы еще задаетесь вопросом: «Не хочу учиться что делать?», а вы не пробовали отключить Интернет на время учебы? Сначала будет сложно отстраниться от всех этих вещей, однако потом это войдет в привычку. Поверьте, учиться станет сразу легче.

Найдите личного руководителя

Что сайт сайт имеет в виду? Да все очень просто – найдите того человека, который будет вас регулярно контролировать. Ни для кого не секрет, что учиться самостоятельно удается далеко не каждому. Поэтому для многих людей важно, чтобы его работу кто-нибудь проверял. Пусть этот личный руководитель даже ставит вам оценки, говорит, что вы успели сделать, а что можно было бы и доработать и т.д. Важно, чтобы этот человек пользовался у вас авторитетом, иначе вы не станете прислушиваться к нему, и со временем вновь забросите учебу. Руководитель также должен проявлять заботу о вашей учебе, он ни в коем случае не должен говорить следующее: «Ну раз ты не хочешь учиться, то и не надо». Его главная задача – мотивировать вас, делать все возможное, чтобы учеба не останавливалась. Для кого то в определенный момент личная жизнь более интересует чем учеба, поэтому стоит обратить внимание на эту .

Как видите, учиться не всегда так легко и просто. Часто мы останавливаемся на полпути, не можем успешно завершить учебу. Мы надеемся, что все советы, которые мы предложили вам, помогут вам в этом нелегком деле. Ведь учеба действительно важна для каждой личности, если он хочет вырасти образованным, развитым, умным и чего-то стоящим человеком. А если вы не хотите учиться, тогда все это будет не о вас!

Скипина Анастасия для сайта

Читательница пишет:

Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы - опять гуляем. Стала выяснять - почему? Ответ один: не хочу!
​​​​​​​Проблем с учителями у него нет, наоборот - "любимец публики", с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, "клялся и божился", я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного - опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, "я больше не буду". Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.

​​​​​​​Что делать?

Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой "Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям) ", а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.

Самый радикальный шаг в этом направлении - вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение . Пишет читательница:

Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое - это очень и очень серьезный "звоночек". И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя - не права, учились! Учились лицемерию. Это называется "нас прогибали, теперь мы прогибаем"... круговорот садо-мазо... А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?

Замечание""": несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→

Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: "В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите - все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки - его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы". Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!

Пишет счастливая читательница:

У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют "2" за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо - получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.

Письмо Глеба

Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собираю бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?

Ответ Глебу

Ч. Елена, психолог, выпускница

Здравствуй, Глеб!

Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.

Но! К тебе просьба - отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике.

Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.

А вот теперь совет.

Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика « ». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.

Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.

Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.

И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.

Вообщем я учусь в 10 классе, ну как учусь, сижу вообщем там. Ничего не знаю, учусь на 2-3. Вызывали к директору,там "психолог" пытался мне навязать разные цели в жизни, интересовались чем я занимаюсь когда прихожу со школы и что бы я делал если бы школы не было. Я отвечал что не знаю, потому что я действительно не знаю. Ничего в этом мире не интересно, не хочу учиться работать и вообще как то напрягаться. Ну и зачем мне жить? Вообще то мне интересно играть в доту, и всё. Учёбу я запустил так что не знаю что такое косинусы, причастия, дискриминанты. Я мог пойти в колледж после 9, но сбежал от трудностей, там я не мог бы продолжать ничего не делать, да ещё и 4 года вместо 2 тут. Мама говорит что я пустой, что со мной нельзя поговорить, говорит что я растение или даже хуже. Говорит что я наказание.Так и есть. Ещё у неё есть друг, у которого умер сын в 19, умный успешный, и она говорит жаль что такие люди уходят, а такие как я живут. Действительно жаль. Все говорят поставить цель, добиваться её. Но мне лень, мне не интересно и не хочется. Это всё началось год назад, перед ГИА, но я его к своему удивлению сдал, так как были ответы. Была любовь в том году, но потом будто темнота заполонила меня, и мне стало на всё безразлично. Впрочем я всегда не считал любовь нужным чувством. Мама грозиться забрать компьютер, думает что я начну сразу учиться лучше. Но нет, забрав компьютер она лишь заберёт последнее что мне интересно в жизни. Меня это не пугает. Мне без разницы.
Поддержите сайт:

Отклики:

Здравствуйте! У вас переходный возраст сейчас, у меня тоже тогда были такие мысли... Вы становитесь взрослым человеком, вас пугает будущее. Вы были беспечным ребенком, приходилось действительно мало напрягаться. Но ведь и в работе, и во взрослой жизни можно найти много плюсов, много поводов для радости! Попробуйте хотя бы начать пытаться определяться, что вам интересно, что вам нужно в этой жизни. Вы сейчас такой инертный человек, плавно катящийся на дно... Разве вы сами себя в таком состоянии уважаете? Не надо думать, что суицид - это героический поступок. Это шаг в проспасть! Думаете, после смерти вас ждет небытие? Как бы не так! А если вас ожидает ад? Подумайте об этом...

Доту стоит бросить, потому что любая зависимость затягивает в болото. Я знаю одного человека, который так же как и вы пропускает всю жизнь из-за того, что страстно привязан к компьютеру и доте. Это ведь все серьезные зависимости... Дота, другие комп.игры, хроническая лень... Это все затягивает, из всего этого нужно срочно выбираться! Определяться с целями в жизни и следовать этим целям. Для начала хотя бы попробуйте начать уважать себя, совершаете добрые поступки, за которые вы будете собой гордиться. И все у вас будет хорошо.

Помните, что ваша душа бесценна! Боритесь ради нее! Даже если это борьба с самим собой. После победы вас будет ждать награда от жизни!

д, возраст: 19 / 22.11.2015

Не надо думать, что суицид - это героический поступок. Это шаг в проспасть!
-Да, я не думаю, но что мне ещё делать? Такой поступок могут совершить только трусы типо меня.

Доту стоит бросить, потому что любая зависимость затягивает в болото.
-Я не зависим. Но мне больше ничего не интересно. Если я не буду играть то у меня не будет стимула "проживи этот день и поиграешь"

Пустота, возраст: [email protected] / 22.11.2015

Здравствуйте! Парень, неужели вам нравится такой образ жизни. Вы так молоды, здоровы, лучшие годы проходят мимо, а вы даже не замечаете!!! А ведь настанет момент, когда произойдёт переоценка ценностей, вы поймете, что надо было ЖИТЬ, но потеряное время будет не вернуть...Подумайте о своём будущем, каким вы его видите? Просто лежать на диване и всё? А как же жена, дети, неужели вы не хотите продолжить свой род, фамилию? А если хотите, значит необходимо образование, достойная работа, чтоб иметь возможность обеспечивать свою семью. Так же подумайте о ролителях, это сейчас, пока вы ребенок, они работают, содержат вас, но настанет момент, когда вы поменяетесь местами, уже они будут нуждаться в вашей заботе, поддержке, обеспечении. Беседы с психологом не прекращайте, вместе разбирайтесь в проблемах, трудностях, расставьте приоритеты, разложите по полочкам свои мысли, задайте интересующие вопросы. И помните, вы индивидуальность, личность, сын, будущий мужчина, отец, защитник, а никакое не растение.

Ирина, возраст: 27 / 22.11.2015

Здравствуйте! Парень, неужели вам нравится такой образ жизни. Вы так молоды, здоровы, лучшие годы проходят мимо, а вы даже не замечаете!!! А ведь настанет момент, когда произойдёт переоценка ценностей, вы поймете, что надо было ЖИТЬ, но потеряное время будет не вернуть...Подумайте о своём будущем, каким вы его видите? как же жена, дети, неужели вы не хотите продолжить свой род, фамилию? А если хотите, значит необходимо образование, достойная работа, чтоб иметь возможность обеспечивать свою семью. Так же подумайте о ролителях, это сейчас, пока вы ребенок, они работают, содержат вас, но настанет момент, когда вы поменяетесь местами, уже они будут нуждаться в вашей заботе, поддержке, обеспечении. Беседы с психологом не прекращайте, вместе разбирайтесь в проблемах, трудностях, расставьте приоритеты, разложите по полочкам свои мысли, задайте интересующие вопросы. И помните, вы индивидуальность, личность, сын, будущий мужчина, отец, защитник, а никакое не растение.

Пустота, возраст: 16 / 22.11.2015

Привет! Есть вещи, которые засасывают. Отнимают жизнь. И оставляют внутри пустоту. И тут дело не в возрасте. Читала про людей, одержимых игрой. Это были взрослые люди, мужчины, женщины, которые жили в игре. Все, что происходило вне ее, их не интересовало. И так проходили годы. Одну женщину-игроманку спросили: а как вы с детьми то обходитесь, у вас же их двое, детсадовского возраста? Она уходила в игру на 8-10 часов. Она говорит: да просто. Поставлю им на край стола молоко и хлопья кукурузные. Они подходят через 2-3 часа говорят: мама, мы кушать хотим. А она: вот там возьмите.
А теперь представь на минуту, что чувствовали эти дети? Мама, вроде бы, здесь. Тело ее здесь. А душа где-то далеко-далеко, с другими людьми... Были ли они счастливы? Как думаешь?
Представь, что твоя мама жила бы так. Не думаю, что ты дотянул бы до 10 класса в таком случае.
дело же не в том, нравится учиться, или нет. Может и не быть склонности к науке, не страшно. Важно, как мы ведем себя по отношению к тем, кто нас любит. Маме помощь нужна, наверно. А ты - взрослый парень. Надо помогать. Видеть, что другой человек чувствует. Видеть его отчаянье, бессилие. Ты мужчина, вот и старайся себя вести по-мужски. Игрушечки - это все хорошо, конечно. Но надо оставаться достойным человеком. Помогать. Не быть таким иждивенцем, который и не работает, и не учится, а только играет.
Жизнь в 1000 раз интереснее игры. И никто не должен нас убеждать заинтересоваться чем-то. Игра - это обман, иллюзия. Не настоящая жизнь.
Если можешь - ограничивай себя. Закончишь школу - можно пойти хоть на курсы какие-то и зарабатывать на жизнь, помогать маме. Думаю, что она этого достойна.
Сейчас даже взрослые мужчины, отцы семейств бывают увлечены игрой. Ну и что хорошего-то? Жизнь мимо проходит. Интересна игра, риск - можно и в секцию спортивную записаться, например. Все лучше, чем просто вот так просиживать.

Оля, возраст: 42 / 23.11.2015

Тревога растущая изо дня в день перед надвигающимися ГИА; любовь,как душевная мука,еще какие-то проблемы того времени,о которых ты не написал,незаметно истощили твои ресурсы и привели к депрессии. Не переживай,все постепенно наладится,ты со временем восстановишься,но теперь понимаешь где начинается точка отсчета непосильных психических нагрузок для тебя.Память сейчас слабая,из-за чего усвоение материала идет хуже,но ты можешь улучшить усвоение,если отнесешься к синусам-косинусам с интерессом и потратишь ограниченный депрессией лимит мышления не на к.игры а на уч.материал.Советую,вот так сесть и неспеша,вникая,с заинтересованностью,с самого начала перечитать учебник.Письмо твое грамотно и последовательно составленно,значит ты парень умный,справишься. На маму не обижайся,она о твоем состояние не знает,обьясни ей все и то,что это временные трудности.На самом деле в коледже и учиться и здавать экзамены легче,и профессия преобретается,и к душевному равновессию ты пришел бы быстрей.Желаю тебе найти любимое,не напрягающее нервы дело,признание близкими,дружбу и любовь!

Лариса, возраст: 51 / 23.11.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Приветствую тебя, моя дорогой друг! Если ты частенько задаешься вопросом «не хочу учиться, что делать?», то ты обратился по адресу. Сегодня мы будем разбираться почему у тебя возникает подобное чувство, можно ли его перебороть и заставить себя сидеть за учебниками. Кроме того, мы поговорим о твоих возможностях в дальнейшем и я расскажу несколько полезных правил, которые помогут тебе в любой ситуации.

Причина

Первое, с чем стоит разобраться - почему ты не хочешь учиться. Когда первоклассник приходит в школу, то причиной может служить новый распорядок дня, большая умственная нагрузка, новый коллектив и так далее.

Одна моя клиентка рассказывала, как ее дочь вернулась после первого дня в школе и на вопрос «понравилось тебе?» ответила: не хочу учиться, хочу куклу.

Если ты уже далеко не первоклашка, но учишься в школе и тебе ненавистно это занятие, то причина может быть в скучных учителях, которые не могут заинтересовать учеников в предмете, отсутствии у тебя интереса к определенным наукам.

Студент в институте может столкнуться с той проблемой, что выбранная специальность больше не привлекает его и он хочет посвятить жизнь другой профессии. Если ты стоишь пока только в начале этого пути и не знаешь в какой университет поступать, то тебе очень пригодится книга Нелли Литвак «Формула призвания. Семь правил выбора вуза ».

Иногда подростку сложно учиться в колледже, потому что другие ребята негативно к нему настроены. В такой недружелюбной атмосфере ты и не думаешь про учебу, больше занимают вопросы дружбы, человеческих отношений и все что с этим связано.

Причина может таиться в подсознательном желании заниматься другим делом, в полном отсутствии желания делать что-либо, в незамотивированности и так далее. Когда ты поймешь свою причину нежелания учиться, тогда тебе будет легко понять, что с этим делать.

Какие есть варианты

Всегда есть вариант не учиться. Одна моя знакомая бросила университет и пошла на курсы макияжа. Сегодня она является настоящим профессионалом в своей области и не жалеет о том, что бросила учебу в свое время.

Но прежде чем бросать школу или вуз, ты должен четко понимать, чем будешь заниматься дальше. Бросить просто потому, что надоело — наихудший вариант для тебя же самого. Поэтому хорошенько подумай, прежде чем совершать серьезный шаг.

Другой вариант - найти профессию, в которой не требуется серьезные, высшее образование. Официант, бармен, визажист, нянька для деток, продавец-консультант, ночной или дневной сторож, курьер и так далее. Только помни, что в некоторых выбранных занятиях тоже нужно обладать определенными навыками и быть готовым учиться новому. Курьер должен хорошо знать город, нянька должна уметь общаться с детками, у официанта должна быть хорошая память.

Я считаю, что заставлять себя что-то делать через силу - плохой вариант. Поэтому если тебе совсем невыносима химия, например, сдай ее на тройку, лишь бы получить оценку и забудь. Ведь наверняка тебе не понадобятся знания того, с помощью какого вещества можно убрать накипь из чайника или чем убрать ржавчину.

Как же себя мотивировать? Предлагаю для начала тебе прочитать статью « ». В ней я достаточно подробно описываю и систему мотивации и то, как необходимо работать со своими целями и планами на будущее.

А для того чтобы изменить свою жизнь более кардинально, понять чего ты хочешь на самом деле и как быть дальше я предлагаю тебе основательно изучить статью « ». Поверь, если ты сделаешь все, как в ней написано, то у тебя станет гораздо меньше проблем.

Полезные привычки

Обзаведись полезными привычками. Это сильно упростит твою жизнь и отношение ко многим проблемам. Я не буду говорить, что нужно начать вставать рано, есть по утрам кашу, заниматься спортом и так далее.

Начни читать больше. Читай статьи в интернете, художественную литературу. Если я что-то и поняла в этой жизни, так это то, что книги очень помогают. В них можно найти ответы на интересующие вопросы, встретить героя со схожими проблемами, узнать про новое занятие, которое может стать твоим призванием и так далее.

Найди себе хобби. Не бойся начинать что-то новое. Ищи занятие, которое будет тебе по душе, которым ты будешь увлечен. Это может быть все что угодно: пение, рисование, компьютерные игры, путешествия, фотография, строительство и так далее. Никогда не знаешь, что станет делом всей твоей жизни.

Помни, школа или институт - это всего лишь этап. Он закончится. А вот умение учиться новому сильно пригодиться тебе в жизни. Попробуй найти свой способ. Кто-то воспринимает лучше информацию на слух, кому-то проще через визуальный контакт. Если ты поймешь как тебе проще воспринимать информацию, тогда у тебя не будет возникать нежелания.

Что тебе не нравится в учебе? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Как ты представляешь свою жизнь через пять, десять и пятнадцать лет?

Не останавливайся. Жизнь полна возможностей. Хватай их и добивайся успеха.
Верь в себя!

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные