Фотографии апл 671 проекта ртм. Военно-морские учения и события

26 мая 1958 г. в Соединенных Штатах, на верфи Электрик Боут (фирма Дженерал Дайнэмикс) в г. Гротоне (шт. Коннектикут), была заложена первая в мире специализированная противолодочная атомная подводная лодка SSN-597 “Таллиби”, оптимизированная для борьбы с советскими ракетными субмаринами. 9 ноября 1960 г. она вступила в строй ВМС США. В 1962-1967 гг. американский флот пополнился 14 значительно более совершенными и мощными “подводными охотниками” типа “Трешер”. Эти однокорпусные одновальные субмарины водоизмещением 3750/4470 т развивали полную подводную скорость около 30 узлов и могли погружаться на глубину до 250 м. Отличительными чертами “киллеров” (как прозвали противолодочные АПЛ американские моряки) были относительно малая шумность, сверхмощное гидроакустическое оборудование и сравнительно умеренное (однако вполне достаточное для решения противолодочных задач) торпедное вооружение, состоящее из четырех 533-мм ТА, расположенных в средней части корпуса под углом к диаметральной плоскости корабля.

Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения (проекты 627, 627А и 645) создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х годов стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с “противолодочным уклоном”, способные вести борьбу с ракетными ПЛ “потенциального противника” на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечивать развертывание собственных ПЛАРБ (осуществляя противодействие подводным и надводным силам, действующим на противолодочных рубежах), а также защищать корабли и транспорты от вражеских подводных лодок. Разумеется, не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь - авианосцами), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.

Работы по исследованию облика атомоходов 2-го поколения начались в СССР в конце 50-х годов. 28 августа 1958 г., в соответствии с правительственным постановлением, для новых АПЛ развернулось проектирование унифицированной паропроизводящей установки. Приблизительно в то же время был объявлен конкурс проектов лодок 2-го поколения, в котором приняли участие ведущие конструкторские коллективы страны, специализирующиеся на подводном кораблестроении - СКБ-143, ЦКБ-18 и СКБ-112 “Судопроект”. Наибольшим техническим заделом обладало ленинградское СКБ-143, которое на основе своих более ранних (1956-58 г.) инициативных проработок, выполненных под руководством А.Б. Петрова, подготовило технические предложения по торпедной (проект 671) и ракетной (проект 639) лодкам.

Отличительными особенностями этих проектов стали усовершенствованная гидродинамика, отработанная с привлечением специалистов московского филиала ЦАГИ, одновальная компоновка, применение переменного трехфазного тока, а также увеличенный диаметр прочного корпуса, что обеспечивало поперечное размещение двух новых, более компактных ядерных реакторов, унифицированных для АПЛ 2-го поколения.

По итогам конкурса СКБ-143 получило задание на проектирование атомной торпедной подводной лодки 671-го проекта (шифр “Ерш”) с нормальным водоизмещение 2000 т и рабочей глубиной погружения не менее 300 м. Отличительной особенностью нового корабля должна была стать мощная гидроакустика (в условиях конкурса впервые специально оговаривались размеры ГАС).

Если на АПЛ первого поколения была применена электрическая система постоянного тока (что было логично для ДЭПЛ, где основным источником энергии при движении в подводном положении являлись аккумуляторные батареи), то на атомоходах второго поколения было решено перейти на переменный трехфазный ток.

Тактико-техническое задание на новый атомоход было утверждено 3 ноября 1959 г., в марте 1960 г. был выполнен эскизный, а в декабре того же года - технический проекты.

Создание АПЛ проекта 671 велось под руководством главного конструктора Г.Н. Чернышева (ранее он участвовал в проектировании лодок пр. 617, 627, 639 и 645). Исходя из того, что новая подводная лодка предназначалась, в первую очередь, для уничтожения американских ПЛАРБ в районах их боевого патрулирования (т.е. на “чистой воде”, а не подо льдами Арктики), заказчик, под усиленным давлением разработчика, счел возможным отказаться от требования обеспечения надводной непотопляемости при заполнении водой любого из отсеков лодки.

Как и на атомоходах 1-го поколения, на новой лодке было решено применить двухреакторную энергетическую установку, полностью удовлетворяющую требованиям надежности. Была создана компактная паропроизводящая установка с высокими удельными показателями, почти вдвое превышающими соответствующие параметры предшествующих энергетических установок.

“В виде исключения” Главком ВМФ С.Г. Горшков дал согласие использовать в проекте 671 один гребной вал, что позволило уменьшить водоизмещение и шумность. За счет перехода на одновальную схему обеспечивалось получение значительно более высоких, чем у зарубежных аналогов, подводных скоростей.

Реализация одновальной схемы позволила разместить в одном отсеке главный турбозубчатый агрегат и оба автономных турбогенератора со всем сопутствующим оборудованием. Это обеспечило уменьшение относительной длины корпуса лодки. Т. н. адмиралтейский коэффициент, характеризующий эффективность использования мощности силовой установки корабля, превзошел аналогичный показатель АПЛ проекта 627 примерно в два раза и фактически сравнялся с коэффициентом американских АПЛ типа “Скипджек”. В конструкции прочного корпуса было решено применить новую сталь марки АК-29, что позволяло увеличить глубину погружения.

В отличие от АПЛ 1-го поколения, новый корабль было решено оснастить автономными (а не навешенными на ГТЗА) турбогенераторами, что повышало надежность работы электроэнергетической системы.

Согласно первоначальным проектным проработкам, торпедные аппараты планировалось сдвинуть к центру корабля, как на американских АПЛ типа “Трешер”, расположив их под углом к диаметральной плоскости АПЛ. Однако в дальнейшем выяснилось, что при подобной компоновке скорость подводной лодки в момент торпедной стрельбы не должна была превышать 11 узлов (что оказалось неприемлемым по тактическим соображениям: в отличие от американских АПЛ типа “Трешер”, советская лодка предназначалась для борьбы не только с подводными лодками, но и крупными надводными кораблями противника). Кроме того, при “американской” компоновке серьезно осложнялись торпедопогрузочные работы, и становилось полностью невозможным пополнение боекомплекта в море. В результате торпедные аппараты на АПЛ 671-го проекта было решено установить в носовой части корабля, над антенной ГАС.

В 1960 году ленинградский Адмиралтейский завод приступил к подготовке строительства серии новых торпедных атомоходов. Акт о приемке в состав ВМФ СССР головной лодки 671-го проекта - К-38 (заводской номер “600”) - председатель правительственной комиссии Герой Советского Союза Г.И. Щедрин подписал 5 ноября 1967 г. В дальнейшем в Ленинграде было построено еще 14 АПЛ данного типа. Три корабля (К-314, К-454 и К-469) были достроены по измененному проекту. Отличие заключалось в оснащении их, помимо традиционных торпед, и ракето-торпедным комплексом “Вьюга”, принятым на вооружение 4 августа 1969 г. Ракето-торпеда обеспечивала поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом на дальностях ID-40 км. Ее пуск выполнялся из стандартных 533-мм торпедных аппаратов с глубины до 50-60 м.

Номер и название лодки

Зав. №

Закладка

Спуск на воду

Вступление встрой

К-38 600 12.04.63 28.07.66 05.11.67
К-369 601 31.01.64 22.12.67 06.11.68
К-147 602 16.09.64 17.06.68 25.12.68
К-53 603 16.12.64 15.03.69 30.09.69
К-306 604 20.03.68 04.06.69 04.12.69
К-323 “50 лет СССР” 605 05.07.68 14.03.70 29.10.70
К-370 606 19.04.69 26.06.70 04.12.70
К-438 608 13.06.69 23.03.71 15.10.71
К-367 609 14.04.70 02.07.71 05.12.71
К-314 610 05.09.70 28.03.72 06.11.72
К-398 611 22.04.71 02.08.72 15.12.72
К-454 612 16.08.72 05.05.73 30.09.73
К-462 01613 03.07.72 01.09.73 30.12.73
К-469 01614 05.09.73 10.06.74 30.09.74
К-481 01615 27.09.73 08.09.74 27.12.74

Двухкорпусная подводная лодка с характерным “лимузинным” ограждением выдвижных устройств имела прочный корпус, выполненный из высокопрочной стали АК-29, толщина листов которой достигала 35 мм. Внутренние плоские переборки были рассчитаны на давление 10 кгс/см 2 . Корпус корабля делился на семь водонепроницаемых отсеков:

1-й - торпедный, аккумуляторный и жилой;

2-й - центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;

3-й - реакторный;

4-й - турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);

5-й - электротехнический и вспомогательных механизмов (в нем же находился и санблок);

6-й - жилой и дизель-генераторный;

7-й - рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Конструкция легкого корпуса, носовая часть надстройки, вертикальное и горизонтальное оперение были выполнены из маломагнитной стали. Ограждение выдвижных устройств рубки, а также средняя и кормовая части надстройки изготавливались из алюминиевого сплава, а крупногабаритный обтекатель антенны гидроакустического комплекса и рули - из титановых сплавов. Для лодки проекта 671 (а также ее дальнейших модификаций) была характерна тщательная отделка обводов наружного корпуса.

Балластные цистерны имели кингстонную (а не шпигатную, как на всех предыдущих советских ПЛ послевоенных проектов) конструкцию.

Корабль получил систему кондиционирования и очистки воздуха, люминесцентное освещение, а также более удобную (по сравнению с атомоходами 1-го поколения) планировку кают и кубриков, современное санитарно-бытовое оборудование.

Главная энергетическая установка АПЛ 671-го проекта (имевшая номинальную мощность 31.000 л.с.) включала две перепроизводящих установки ОК-300 (водоводяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора должна была производиться с циклом восемь лет.

По сравнению с реакторами 1-го поколения, компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Реактор стал более компактным и “плотным”. Была реализована схема “труба в трубе”, а также произведено “навешивание” насосов первого контура на парогенераторы. Сократилось количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки (фильтр 1-го контура, компенсаторы объема и т.п.). Практически все трубопроводы первого контура (малого и большого диаметра) разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Существенно изменились системы контрольно-измерительных приборов и автоматики ядерной силовой установки. Возросла доля дистанционно-управляемой арматуры (клапанов, задвижек, заслонок и т. п.).

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух автономных турбогенераторов ОК-2 (последние обеспечивали выработку переменного тока 380 В, 50 Гц и включали турбину и генератор мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения были применены два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с.), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи, а также два дизель-генератора (200 кВт, 400 В, 50 Гц). Все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление.

При создании АПЛ проекта 671 определенное (хотя и недостаточное) внимание уделялось и вопросам снижения шумности. В частности, было применено гидроакустическое резиновое покрытие легкого корпуса, сократилось количество шпигатов. В результате акустическая заметность лодки по сравнению с атомоходами 1-го поколения уменьшилась приблизительно в пять раз.

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом “Сигма”. Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Однако основным информационным средством корабля являлся гидроакустический комплекс МГК-300 “Рубин”, разработанный ЦНИИ “Морфизприбор” под руководством главного конструктора Н.Н. Свиридова и имеющий максимальную дальность обнаружения целей порядка 50-60 км. Он включал носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотную антенну ГАС миноискания МГ-509 “Радиан” в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи, гидроакустической сигнализации и ряд других элементов. “Рубин” обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника.

После 1976 года, в ходе модернизации, на большинстве лодок 671-го проекта ГАК “Рубин” был заменен на более совершенный комплекс “Рубикон” с инфразвуковым излучателем, имеющий максимальную дальность обнаружения более 200 км. На ряде кораблей МГ-509 был также заменен на более современный МГ-519.

Выдвижные устройства включали перископ ПЗНС-10, антенну системы радиоопознования МРП-10 с ответчиком, радиолокационный комплекс “Альбатрос”, радиосвязные антенны ВАН-М или “Анис” и “Ива”, пеленгатор “Завеса”, а также устройство РКП (работа компрессора под водой). Имелись гнезда для ряда съемных антенн, устанавливаемых при решении конкретных задач.

На борту подводной лодки был установлен навигационный комплекс, обеспечивающий курсоуказание и счисление пути.

Вооружение корабля состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, обеспечивающих стрельбу на глубинах до 250 м.

Торпедный комплекс занимал верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагались в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТА, находился торпедопогрузочный люк. Все делалось дистанционно: торпеды затягивались в отсек, перемещались по нему, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов.

Управление торпедной стрельбой обеспечивалось ПУТС “Брест-671”.

В боекомплект входило 18 торпед и мин (СЭТ-65, 53-65к, ТЭСТ-71, ПМР-1, Р-1). Вариант загрузки выбирался в зависимости от решаемых задач. Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов.

По сравнению с наиболее современным американским аналогом - атомной подводной лодкой SSN 637 “Стерджен” (головной корабль серии вступил в строй 3 марта 1967 г.) советская субмарина имела более высокую подводную скорость (соответственно 29 и 33,5 узлов), несколько большую глубину погружения и соизмеримый боекомплект. В то же время американская АПЛ обладала меньшей шумностью и более совершенным гидроакустическим оборудованием, что обеспечивало ей лучшие поисковые возможности. Среди советских подводников бытовало мнение, что “если американская лодка обладает дальностью обнаружения 100 км, то.наша - лишь 10 км”. Вероятно, это было преувеличением, однако проблемы скрытности и повышения дальности обнаружения противника на лодках пр.671 в полной мере так и не удалось решить.

Головной корабль 671-го проекта - К-38 - вошел в состав Северного флота. Его первым командиром стал капитан 2 ранга Е.Д. Чернов. В ходе испытаний новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узлов, став (на данный момент времени) самой быстроходной подводной лодкой в мире. До 1974 г. Северный Флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ, которые первоначально базировались в губе Западная Лица. В период с 1981 по 1983 годы они были передислоцированы в Гремиху. На Западе эти корабли получили кодовое наименование Victor (в дальнейшем- Victor1)

Элегантные, весьма фотогеничные “Викторы” имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить фактически во всех морях и океанах, где Советский флот нес боевую службу. При этом АПЛ демонстрировали достаточно высокие поисковые и боевые возможности. В частности, “автономки” в Средиземном море продолжались вместо положенных 60 почти 90 суток. Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: “определили место корабля по отдаче якоря на авианосце “Ни-митц” (который отшвартовался в порту Неаполя). При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.

В 1979 году, во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США. Плавание проходило в чрезвычайно сложных условиях (температура воды у поверхности достигала 40°). По воспоминаниям участника похода А.Н. Шпортько (командира К-481), в энергоотсеках лодок воздух нагревался до 60-70°, а в жилых помещениях - до 40-50°. Кондиционеры работали на полную мощность, но техника (спроектированная для использования преимущественно в северных широтах) не справлялась: холодильные машины начинали нормально работать только на глубине 60 м, где температура забортной воды понижалась до 10-15°.

Лодки имели по два сменных экипажа, размещавшихся на плавбазе “Березина”, стоявшей в Аденском заливе или у острова Сокотра. Поход продолжался шесть месяцев и прошел, в целом, весьма удачно. По мнению А.Н. Шпорько, советские АПЛ действовали в Персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование. Впоследствии эти выводы были подтверждены и данными разведки. В то же время слежение за американскими кораблями осуществлялось на дальности применения ракетного и ракетно-торпедного оружия: в случае получения соответствующего приказа они были бы с вероятностью, близкой к 100%, отправлены на дно.

В сентябре-октябре 1971 г. К-38 и К-323 совершили автономный подледный поход в Арктику. В январе 1974 г. начался уникальный 107-суточный переход двух атомоходов 670-го и 671-го проектов под командованием капитанов 2 ранга В.Д.Хайтарова и В.П.Гон-тарева с Северного на Тихоокеанский флот. Маршрут проходил по Атлантике (до мыса Доброй Надежды), Индийскому и Тихому океанам. После прохода Фареро-Исландского противолодочного рубежа лодки двигались в тактической группе (один корабль шел на глубине 100, а другой - 150 м). Фактически это был первый опыт столь продолжительного следования АПЛ в составе тактической группы.

10-25 марта лодки совершили заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажи получили короткий отдых. 29 марта, в ходе несения боевой службы, они имели кратковременный контакт с американскими надводными противолодочными кораблями и оторвались от них, уйдя на большую глубину. 13 апреля, после завершения боевой службы в заданных районах Индийского океана, лодки в надводном положении, лидируемые судном обеспечения “Башкирия”, направились к Малакскому проливу.

Во время перехода температура забортной воды достигала 28°. Системы кондиционирования воздуха не справлялись с поддержанием требуемого микроклимата: относительная влажность в отсеках лодок составляла 90%, а температура воздуха поднималась до 70°. За отрядом советских кораблей осуществляли почти непрерывное слежение американские базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 “Орион”, базировавшиеся на атолле Диего-Гарсия.

В Малакском проливе, куда корабли вошли 17 апреля, американская “опека” стала еще более плотной: к “Орионам” присоединились многочисленные противолодочные вертолеты. 20 апреля на борту АПЛ 671-го проекта из-за повышенной влажности загорелся один из узлов ГАС “Рубин”. Однако усилиями экипажа пожар был быстро ликвидирован. 25 апреля корабли прошли проливную зону и, оторвавшись от наблюдения, ушли на глубину. 6 мая АПЛ В.П. Гонтарева вошла в Авачинскую губу. 7 мая к ней присоединился и второй атомоход.

В январе 1976 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-171, а также АПЛ К-469, выполнявшая функции охранения, совершили еще один переход с СФ на ТОФ. Через Атлантический океан корабли шли на удалении всего 18 кабельтовых друг от друга. Пролив Дрейка миновали на различной глубине,постоянно поддерживая связь по ЗПС. После пересечения экватора лодки разошлись и следовали на Камчатку (куда прибыли в марте) каждая по собственному маршруту. В течение 80 суток было пройдено 21754 мили, причем за весь переход К-469 лишь один раз (в районе Антарктиды) всплывала на перископную глубину.

К-147, оборудованная новейшей, не имеющей мировых аналогов системой слежения за АПЛ противника по кильватерному следу, 29 мая - 1 июля 1985 г. под командованием капитана 2 ранга В.В. Никитина приняла участие в учениях подводных сил Северного Флота “Апорт”, в ходе которых выполнила шестисуточное непрерывное слежение за американской ПЛАРБ “Симон Боливар” (тип “Ла-файет”), пользуясь акустическими и неакустическими средствами.

Весьма драматический случай произошел с К-314 (командир капитан 1 ранга А.М. Евсеенко) в марте 1984 г. Осуществляя совместно с БПК “Владивосток” слежение за американской ударной группой в составе авианосца “Китти Хок” и семи кораблей охранения, маневрировавшейв Японском море, советская лодка 21 марта, во время всплытия для уточнения надводной обстановки, пропорола кормой днище американского авианосца на протяжении почти 40 м. В результате маневры ВМС США были свернуты и “Китти Хок”, теряя через пробоину мазут, “уполз” в японский док, а советский атомоход, лишившийся гребного винта, на буксире проследовал в бухту Чажма, где также стал на ремонт.

Это событие вызвало резко негативный резонанс в американской печати. Специализирующиеся на военно-морской тематике журналисты отметили слабость охранения АУГ, что позволяло лодкам “потенциального противника” всплывать непосредственно под килем авианосцев.

Время берет свое. 14 марта 1989 г. была списана первая лодка 671-го проекта - К-314, находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993-1996 гг. боевой состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа. Однако утилизация заслуженных кораблей затянулась. В настоящее время большинство из них находится в отстое, годами ожидая своей участи.

Со мной списался капитан сухогруза "Братство" Вадим Демченко. Очень возмущался на счет дезы, которая написана про его судно. Цитирую часть его псьма:
...
Столкновение моего судна с К-53 было большим секретом полишинеля. Лично я был официально предупрежден о том, что этот случай в пароходстве известен всего десятку человек. Тем и жили. Экипаж спас судно, груз и сами спаслись без трав, жертв и потерь. Всех благодарили, обещали наградить весь экипаж. Как всегда, забыли. Дали 4 знака "Почетный работник Морфлота" Экипаж расформировали.
Пароход продали на металлолом. (Мой переход на другое судно стоил мне ордена Ленина и загранработы. (Хотя со случаем это никак не связано).
Сама история. Судно грузилось в Канаде зерном на Одессу. В Сеуту зашли для пополнения запасов пресной воды и топлива. Вышли из порта Сеута, легли на курс 98. Груженое судно набирало скорость.
Очень странно и интересно. Ну откуда пошел этот бред - пожар, обесточивание, без огней, в дрейфе....
23.33 18 сентября 1984г. судно уже набрало скорость 14 узлов. Везде фигурирует 19 сентября, поскольку на лодке было переведено время и они зафиксировали 01.34 19 сент. На судне нормальная ходовая вахта. Наблюдение визуальное и включена РЛС. Поскольку видимость хорошая, РЛС на подготовке и включается периодически, согласно правил безопасности плавания. В этом райне все суда или попутчики или встречные, практически линии курсов параллельны. Район не является повышенной опастности плавания. Страшный удар, сравнимый только со взрывом, потряс судно!!!
До того момента, когда испанский водолаз, вынырнув из затопленного маш.отделения, показав нам куски резины и прокричал "рашен сабмарин", все считали что это был взрыв. Но это было потом.
В течении 50 секунд М.О. было затоплено по главную палубу. Практически судно с осадки 10 метров провалилось на осадку 12.5м., по главную палубу. Суда нашей серии имели большую погибь, так что над водой возвышался бак и корма.
Пробоина оказалась размером 100 квадратных метров. От киля на высоту 5м. и длиной 20м. Как потом мы выяснили, лодка нанесла удар носом, на встречном курсе, под углом около 45 град. (что подтверждается курсом лодки, курсом судна и акустическим пеленгом). Удар пришелся в конец 3-го трюма и закончился на всем М.О. Лодка просто вошла в корпус судна и унесла с собой кусок борта. Пробоина не была рваной дырой. Просто отсутствовал большой кусок борта.
Слава советским судостроителям!!!
М.О. полностью затоплено, 3-й трюм разгерметизирован!? Судно одноотсечной непотопляемости. Однако на плаву!!!. Видимо при наличии зерна, коэффициент проницаемости очень мал, да и зерно не так активно вымывалось, поскольку не было большой волны и сильной качки.
Как бы там не было, теоретически, судно должно было затонуть в течении одной минуты. А оно оставалось на плаву. М.О. затоплено, турбогенератор встал, но через 20 секунд запустился АДГ (аварийный диз.генератор).
Если и не было освещено судно, то только в течении 30-40 секунд. И никто не прыгал за борт с криками "мина".
По тревоге, экипаж быстро покинул судно на спасательных шлюпках, но от судна не отходили. По сигналу СОС начали подходить суда. Первым подошло болгарское судно "Пятеро из РМС". С горяча спустили зачем то свою шлюпку, она заглохла
и ветром ее унесло в кромешную мглу. Капитан болгарина не поднимал наших людей, пока одна из наших шлюпок не отправилась на поиски горе-спасателей, их нашли и на буксире привели к их борту. На борту они оказали дружеский прием нашим морякам. Вскоре подошел наш теплоход "Капитан Медведев" и забрал всех с болгарского судна.
Одна из наших шлюпок постоянно дежурила у борта нашего судна. Как раз для того, чтобы оно не считалось брошенным, и не досталось кому либо как добыча.

Назначение АПЛ пр.671РТМ: Атомная торпедная подводная лодка 2-го поколения проекта 671РТМ «Щука» предназначалась для борьбы с авиационными ударными группами противника и являлась дальнейшим развитием АПЛ пр.671РТ.

Торпедное вооружение АПЛ пр.671РТМ:
2 носовых 650-мм торпедных аппарата
4 запасных торпеды 650-мм (65-73 или 65-76)
4 носовых 533-мм торпедных аппарата
14 запасных торпед 533-мм (торпеды 53-65К и СЭТ-65, или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
Система управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ»
Система подготовки торпедных аппаратов «Кальмар»

Ракетное вооружение АПЛ пр.671РТМ:
Ракето-торпеды РПК-6М комплекса «Водопад» способны поражать ПЛ противника на дальности до 50 км. В качестве боеголовки используется ядерный заряд или 400-мм малогабаритная электрическая торпеда УМГТ-1.
Малогабаритная электрическая торпеда УМГТ-1 имеет скорость 41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500 м. Акустическая активно-пассивная система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования по активному каналу 1500 м.
Противолодочная ракето-торпеда «Шквал"»
Диаметр 533,4 мм; Длина 8,2 м.; Масса 660 кг; Вес взрывчатого вещества 200 кг
Скорости хода до 200 уз; Максимальная дальность хода до 11 000 м
ПЗРК «Стрела-ЗМ» - 6 ракет.

Внешний вид АПЛ пр.671РТМ:

Проектирование АПЛ пр.671РТМ:
Технический проект АПЛ пр.671РТМ был разработан СПМБМ «Малахит» на базе АПЛ пр.671РТ и утверждён в 1974 году.

Строительство АПЛ пр.671РТМ:

Тактический номер
Завод Залож. Сдана Соединение
1 К-524, Б-524 "60 лет шефства ВЛКСМ"

ЛАО
(ленинград)
зав. №-01636
07.05.76 28.12.77 в пр.671РТМК
2 К-247, Б-247 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-271
15.07.76 30.12.78
3 К-507, Б-507 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-282
22.09.77 30.11.79
4 К-492, Б-492 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-303
23.02.78 30.12.79
5 К-254, Б-254 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01638
24.09.77 30.12.79 в пр.671РТМК
6 К-412, Б-412 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-304
29.10.78 30.12.79
7 К-251, Б-251 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-295
26.06.79 30.09.80
8 К-255, Б-255 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-296
07.11.79 28.12.80
9

К-324, Б-324

"им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-297
29.02.80 30.12.80
10 К-502, Б-502 "Волгоград" ЛАО
(ленинград)
зав. №-01641
23.07.79 31.12.80 в пр.671РТМК
11 К-305, Б-305 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-308
07.06.80 30.09.81
12 К-355, Б-355 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-299
31.12.80 29.12.81
13 К-527, Б-527 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01643
28.09.78 30.12.81
14 К-360, Б-360 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-300
08.05.81 07.11.82
15 К-298, Б-298 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01645
25.02.81 27.12.82
16 К-218, Б-218 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-301
03.06.81 28.12.82
17 К-242, Б-242 "50 лет Комсомольску-на Амуре" "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-302
12.06.82 26.10.83
18 К-358, Б-358 "Мурманский комсомолец" ЛАО
(ленинград)
зав. №-01647
23.07.82 29.12.83
19 К-264, Б-264 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-303
03.04.83 26.10.84
20 К-299, Б-299 ЛАО
(ленинград)
зав. №-01649
01.07.82 22.12.84
Устройство АПЛ пр.671РТМ:
Двухкорпусная, двухвальная, девятиотсечная,
Прочный корпус цилиндрический.
I отсек - торпедный
II отсек - аккумуляторный
III отсек - центральный пост
IV отсек - вспомогательного оборудования
V отсек - реакторный
VI отсек - турбинный
VII отсек - электромоторный
VIII отсек - жилой
IX отсек - корабельных систем-жилой
I, III, VIII и IX отсеки-убежища, имеют сферические переборки, рас¬считанные со стороны вогнутости на гидравли¬ческое давление 10 кгс/см2.

Тактико-технические данные АПЛ пр.671РТМ:
Кораблестроительные элементы
Lmax = 106,1 метра; Вmax = 10,6 метра; Тmax = 7,5 метра;
Wнп = 4 900 тонн; Wпп = 6 280 тонн; ЗП = 28%
Нраб. = 320 метров; Нпред. = 400 метров;
Оперативно-тактические элементы:
Vнп = 10 узлов; Vпп = 30 узлов;
Днп = миль; Дпп = миль(расчётная) при 80% мощности.
Обитаемость и запасы:
Экипаж - 94 человека; Автономность - 80 суток;
Запасы регенерации на - часов.

Чертёж АПЛ пр.671РТМ:

I - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 - 533-мм ТА; 3 - 650-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - носовой (торпедный) отсек; 6 - носовой аварийный буй; 7 - носовой люк; 8 - выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 - запасная 533-мм торпеда; 10 - запасная 650-мм торпеда;
II - цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 - АВ; 15 - ЦГБ; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - третий (центрального поста) отсек; 18 - антенны ГАК «Скат-Б»; 19 - ходовой мостик; 20 - репитер гирокомпаса; 21 - перископ комплекса МТ-70-10; 22 - ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 - ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 - ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 - ПМУ антенны «Анис» (КСС «Молния-Л»); 27 - прочная рубка; 28 - центральный пост; 29 - выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 31 - четвертый (реакторный) отсек; 32 - реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 - ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 - пятый (турбинный) отсек; 35 - паровая турбина; 36 - планетарный редуктор; 37 - главный упорный подшипник; 38 - конденсатор; 39 - баллоны системы ВВД; 40 - шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 - кормовой люк; 42 - кормовой аварийный буй; 43 - седьмой (жилой) отсек; 44 - восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 - кормовая дифферентная цистерна; 46 - приводы горизонтальных рулей; 47 - вертикальные стабилизаторы; 48 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 - АТГ; 50 - приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 - ВФТ (вспомогательные движители).

БИУС «Омнибус»
КСУС «Акация»

Навигационное вооружение АПЛ пр.671РТМ:
Навигационный комплекс «Медведица-РТМ»
перископ ПЗНГ-10М

Радиолокационное вооружение АПЛ пр.671РТМ:
РЛК «Каскад» (МРК-500) с приставкой «Корма» (МРК-57)
СОРС «Залив-П» (МРП-21 А)

Гидроакустическое вооружение АПЛ пр.671РТМ:
ГАК «Скат-КС» (МГК-500) или «Скат-2М» (МГК-500)

Средства связи АПЛ пр.671РТМ:
Комплекс радиосвязи - «Молния-Л»
Система спецсвязи - «Цунами-БМ»

Энергетическая установка АПЛ пр.671РТМ: Одновальная, двухбортная, 7-и лопастной винт фиксированного шага.
2 водо-водяных ядерных реактора ВМ-4А суммарной тепловой мощностью 144 МВт;
1 паро-производительная установка ОК-300
1 главный турбозубчатый агрегат ГТЗА-615 31 000 л.с.
2 автономных турбогенератора по 2 000 кВт
2 группы свинцово-кислотной АБ типа 426-11
2 дизельгенератора по 460 кВт;
2 вспомогательных гребных ЭД с винтами фиксированного шага по 375 кВт.
Телевизионный комплекс - МТ-70-10



МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ

ATTACK SUBMARINE PROJECT 671RTM

16.04.2013
МОДЕРНИЗАЦИЯ ШУМНЫХ ПОДЛОДОК ПРОЕКТА 671РТМ ПРИЗНАНА НЕЭФФЕКТИВНОЙ

Главкомат Военно-морского флота спишет легендарные атомные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука» до 2015 года. Эти лодки в 1980-е годы были главной угрозой американским авианосцам, однако в современных условиях оказались слишком шумными. Решение было принято в марте, после того как главкомат ВМФ проработал все варианты модернизации этих лодок и признал их бесперспективными.
- В этих лодках надо менять всю начинку, начиная от реактора и заканчивая гидроакустической станцией. Корпус тоже требует доводки, потому что в этих лодках он значительно изношен. Поэтому стоимость такой модернизации приближается к стоимости строительства новой лодки, - пояснил собеседник «Известий».
Он напомнил, что производство «Щук» завершилось в 1992 году. Эти лодки принадлежат ко второму поколению атомных субмарин, сейчас все их ровесники - советские лодки проекта «Лира» и американские проектов Sturgeon и Trasher - списаны.
Проекты модернизации «Щук» разрабатывали несколько военных научно-исследовательских институтов и морское бюро машиностроения «Малахит», которое в свое время создавало эти подлодки. Хотя проект модернизации был представлен, выяснилось, что их главный недостаток - большая шумность - так и не удастся преодолеть.
- В них заложены технические решения 1960–1970 годов, и по уровню шума корабли значительно уступают американским Los Angeles. Поэтому модернизировать субмарины до нужных параметров не получится, лучше потратить деньги на ремонт кораблей третьего поколения проектов 971 «Акула» и 945 «Кондор», продолжил источник.
Однако на подводном флоте «Щуки» ценят. Один из офицеров Северного флота сказал «Известиям», что они занимают очень нужную нишу многоцелевых атомоходов.
- В России числится около 70 лодок, но если не считать стратегические ракетные и дизельные, а также ремонтирующиеся, то торпедных кораблей не более десятка, а задачи перед ними стоят большие. Сейчас заменить «Щуки» нечем - «Акулы» уже не производятся, а ракетные «Ясени» пока проходят испытания, - говорит офицер.
Сейчас все четыре оставшихся лодки проекта 671 приписаны к Северному флоту. «Даниил Московский» и «Петрозаводск» ходят в море, а «Тамбов» и «Обнинск» стоят у пирса из-за выработки ресурса. Лодки вооружены крылатыми ракетами С-10 «Гранит».
Деловая газета «Известия»

20.05.2014


Как сообщает блог zvezdochka-ru.livejournal.com пресс-службы Центр судоремонта «Звездочка», в пятницу,16 мая, в филиале СРЗ «Нерпа» выполнена доковая операция по спуску на воду многоцелевой АПЛ «Обнинск» (пр.671РТМК). По завершении пятичасовой операции «Обнинск» был пришвартован к причалу, где теперь будут производиться завершающие этапы ремонта.
Большая часть работ по доковому ремонту и восстановлению технической готовности корабля уже позади. Достроечные работы и операция №2 будут выполнены на плаву. АПЛ «Обнинск» — сдаточный заказ текущего года.

В качестве одного из шагов глобального сокращения наступательного вооружения генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев предложил вывести из Атлантики подводные стратегические крейсеры. Президент США Рональд Рейган категорически отверг инициативу советского лидера, считая их главным козырем США в противостоянии двух политических систем.

22 мая 1985 года из бухты Западная Лица одновременно вышли пять атомных подводных лодок проекта 671. Их задачей было обнаружение мест дислокации американских стратегических субмарин. Кроме этого советские подводники должны были показать США свои возможности. За две недели советские подводные лодки вскрыли десятки мест боевого патрулирования американских ракетоносцев. В реальных боевых действиях это означало бы немедленную гибель кораблей противника. В результате этой операции советского военно-морского флота был развеян миф о неуязвимости подводных лодок США. Спустя шесть месяцев после операции «Апорт» 20 ноября 1985 года в Женеве Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о неприемлемости применения ядерного оружия, ставший первым шагом к окончанию «холодной войны».

Кочующие подводные ракетоносцы под скрытой толщей льда были практически неуязвимыми носителями ядерного оружия. Американские стратегические субмарины должны были удерживать крупнейшие города СССР: Москву, Мурманск, Ленинград и Севастополь под постоянной угрозой ракетного удара. Именно для борьбы с ним в Ленинградском Конструкторском бюро «Малахит» и была разработана атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш ». Скоро события в мире показали, что необходимости в кораблях подобного класса больше, чем казалось при проектировании.

советские подводные лодки проекта 671 «Ерш» необходимость возникновения

Миллионы американцев 22 октября 1962 года замерли у теле- и радиоприемников. Президент Кеннеди сообщил о размещении на Кубе советских ядерных ракет. Чтобы остановить агрессивное наращивание этой мощи был введен строгий карантин. В ответ на морскую блокаду Кубы, Хрущев приказал министру обороны СССР Малиновскому бросить на прорыв советские подводные лодки . К берегам острова Свободы вышли четыре дизельные подводные лодки, командиры которых имели право в случае перехвата атаковать американский флот. Для усиления на субмарины даже загрузили по одной ядерной торпеде. Но за 1000 миль от Кубы еще на подходе к Саргассову морю неожиданно советские подводные лодки были обнаружены американцами. Отечественные субмарины пытались уклониться, используя новейшие тактические разработки, но все было тщетно. Их экипажи даже подозревали, что в главном штабе ВМФ засел шпион не зная, что на самом деле против них была впервые применена новейшая американская система слежения за подводной обстановкой «Sosus ». Она состояла из чувствительных гидрофонов размещенных в стратегически важных районах мирового океана. Обнаружив дизельные подводные лодки , которым жизненно необходимо всплывать, американцы начали гнать их, не давая подниматься на поверхность, при этом на них непрерывно сбрасывали взрыв пакеты и гранаты. Температура в отсеках поднялась до 50 градусов. Подводники падали в обморок от жары и нехватки кислорода. Наконец 26 октября на виду у американских была вынуждена всплыть первая подводная лодка «Б-130». В последнем отчаянном жесте советский экипаж развернул флаг СССР, а через несколько минут в эфир полетела убийственная шифровка: «Вынужден всплыть. Окружен четырьмя эсминцами США. Имею неисправные дизели и полностью разряженную батарею. Пытаюсь отремонтировать один из дизелей. Жду указаний».

На протяжении нескольких часов в главном штабе ВМФ получили еще несколько подобных сообщений от советских подводных лодок брошенных на прорыв американской блокады. Беспрецедентный по храбрости и авантюрности боевой поход закончился неудачей. Отечественные подводные лодки из-за малой дальности действия своих ракет должны были буквально прорываться сквозь мощную морскую оборону США. Для охраны стратегических подводных лодок необходимо было мощное прикрытие способное хорошо защищать от любой угрозы. Таким образом, перед конструкторами КБ «Малахит» стояла сложнейшая задача создать, по сути «подводный истребитель» способный одинаково успешно охотиться за противника и защищать собственные ракетоносцы. Главными преимуществами нового подводного корабля должны были стать скорость, глубина и маневренностью. В конструкции подводной лодки все было подчинено достижению этих качеств, и даже обтекаемая форма, напоминающая морских хищников.

В 1963 году на вооружение ВМС США поступили субмарины класса «Lafayette ». Это были новые специально спроектированные ракетоносцы. Подводные лодки США «Lafayette » имели столь малую шумность, что советские гидролокаторы засекали их в несколько километрах. Советская подводная лодка «Ерш » с такой аппаратурой могла оказаться устаревшей еще до своего рождения, тогда в конструкцию срочно внесли изменения - вместо гидроакустического комплекса «Керчь» был установлен мощный «Рубин» способный обнаружить цель на расстоянии до 60 километров. Но тут же появилась следующая проблема. Новый гидролокатор, размещенный в носовой части атомной подводной лодки имел больший размер. Поэтому конструкторам пришлось поломать голову, над поиском места для размещения торпедных аппаратов. Были проработаны несколько вариантов размещения торпедных аппаратов. Наконец конструкторам удалось найти удачное решение, аппараты установили в носовой части над гидроакустическим корпусом. Из-за недостатка места пришлось полностью создать автоматизированный процесс загрузки торпед и их заряжание. Такая схема в отечественном судостроении использовалась впервые. Работа над первой подводной лодкой шла в очень напряженном режиме.

В 1966 году на завод, где строилась субмарина «Ерш » для ускорения работ и освоения корабля прибыл экипаж. И вот подошел торжественный момент спуска на воду. По давней морской традиции бутылку шампанского о борт корабля должна была разбивать женщина, которую выбрали среди инженеров. Когда бутылка была разбита и технологический канал стал заполняться водой девушка вдруг растерялась. Ее спас штурман, вынесший ее на руках. На следующий день он с товарищем пришел к ней с предложением руки и сердца, на что девушка дала положительное согласие. Этот случай сочли добрым знаком и оказались правы - за 30 лет существования этого проекта подводных лодок не было ни одной аварии связанной с гибелью людей. В 1967 году на головной субмарине серии «Ерш » был запущен реактор и подводный корабль отправился к месту несения боевой службы.

В сравнении с американскими подводными лодками аналогичного класса «Ерш » имел большую скорость хода и глубину погружения. Новые торпедные аппараты позволяли вести стрельбу практически с предельных для американских субмарин глубин. Подводная лодка проекта 671 по натовской классификации получила название «Victor », что значит «победитель ».

атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 «Ерш» («Victor I»):
Длина - 95 м;
Ширина - 11,7 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 6085 тонн;
Глубина погружения - 320 м;
Судовая силовая установка
Скорость - 32 узла;
Экипаж - 94 человека;
Автономность - 50 суток;
Вооружение:

Мины - 36;
Ракет «SS-N-15» - 2;

атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

Практически одновременное появление «подводных охотников » и мощных стратегических субмарин привело к новому витку противостояния на море. К началу 70-х годов США с помощью усовершенствованной системы «Sosus » держали под контролем практически 40 процентов Антарктического океана. В центре контроля городе Норфолк компьютеры хранили в памяти сотни звуковых портретов советских подводных лодок и могли выделить след даже среди шумов идущих от гражданских кораблей. Теперь изменилась и тактика перехвата. Американцы не спешили показать, что обнаружили атомную подводную лодку , предпочитая следить за ними скрытно. Специализированные противолодочные субмарины США, обладая значительно меньшей шумностью, порой сутками висели на хвосте советских подводных ракетоносцев. Даже просто обнаружив преследование, считалось удачей. Атомные подводные лодки класса «Ерш » оказались наиболее эффективными при прорыве противолодочных рубежей. Как и все советские субмарины, по сравнению с американскими, имели высокую шумность, но благодаря высоким ходовым качествам и скорости, чаще других уходили от преследования.

атомные подводные лодки проекта 671 РТ «Семга» история появления

В 1971 году все стратегические подводные лодки США прошли очередную модернизацию, связанную с вооружением. Помимо новых ракет с разделяющей боевой частью на них установили мощное противолодочное и дальнобойное оружие, которое не случайно назвали «ракета-торпедой». После выхода из подводной лодки «ракета-торпеда» некоторое время двигалась как обычная торпеда, затем выходила из воды и летела в определенный район уже как ракета, в расчетной точке траектории от нее отделялась боевая часть, которая взрывалась на заданной глубине. Новое оружие было значительно более точным и дальнобойным в сравнении с обычными торпедами. Сложилась ситуация отечественная подлодка-охотник «Ерш » сама оказалось в роли дичи. Вновь конструкторам предстояло догнать и обойти вероятного противника. И уже 30 декабря 1972 года вступила в строй модернизированная атомная подводная лодка проекта 671 РТ шифр «Семга ». Для посвященных индекс РТ означал, что субмарина получила на вооружение новейший ракетный комплекс «Вьюга » (РПК-2) с дальностью стрельбы до 40 км, калибром 533 мм и ядерной боевой частью. Боевая часть комплекса позволяла поражать подводные лодки противника расположенные в радиусе нескольких километров от эпицентра взрыва. Кроме того, на вооружение подводной лодки «Семга » дополнительно к четырем обычным были установлены два торпедных аппарата калибром 650 мм с дальнобойными торпедами повышенной мощности. Это заставило усилить авианосные группы США новыми противолодочными средствами. Для размещения возросшего боевого запаса переднюю часть атомной подводной лодки удлинили на один отсек, что позволило конструкторам уделить больше внимания комфорту экипажа. Шумность подлодки «Семга » снизилась более чем в пять раз, но вскоре оказалось, что этого не достаточно.

В 1975 году оборонный отдел ЦК срочно созвал совещание с ведущими специалистами конструкторских бюро на совещание. Прибыв в главный институт имени Крылова конструкторы с удивлением увидели прокурора, а темой обсуждения стала официальная жалоба офицера контрольно-приемного аппарата ВМФ. По его мнению, высокая шумность советских подводных лодок была спланированной акцией саботажа. Конструкторам пришлось защищаться. После совещания конструкторы пообещали рассмотреть все варианты по снижению шумности подводных лодок. На одной из субмарин «Семга » начали проводить эксперименты. Вскоре была разработана схема по снижению шумности, которая в последствии начала внедряться при строительстве последующих советских подводных лодок . Суть ее заключалось в том, что главный источник шума турбина и турбогенераторы, специалисты КБ «Малахит» расположили внутри специальной рамы, которую для усиления эффекта заключили на амортизаторы. Первый поход атомной подводной лодки вызвал переполох в Атлантике, где американцы чувствовали себя полноправными хозяевами.

атомная подводная лодка проекта 671 РТ «Семга»

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 РТ «Семга» («Victor II)»:
Длина - 102 м;
Ширина - 10 м;
Осадка - 7 м;
Водоизмещение - 5800 тонн;
Глубина погружения - 350 м;
Судовая силовая установка - атомная, мощность турбин 30000 л. с.;
Скорость - 30,5 узла
Автономность - 60 суток;
Экипаж - 100 человек;
Вооружение:
Торпедных аппаратов 533 мм - 6;
Мины - 36;
Торпедные аппараты 650 мм - 4;
Торпедные аппараты 533 мм - 2;
Ракеты «SS-N-16» - 2.

советские подводные лодки проекта 671 РДМ «Щука» история возникновения

Только одна обладала вооружением равным по мощности всем бомбам, сброшенным во время второй мировой войны. Одновременно в США строились убийцы кораблей знаменитые атомные подводные лодки . Кроме противолодочного и противокорабельного оружия они несли высокоточные крылатые ракеты «Томагавк » для поражения важных объектов Советского Союза: ракетные шахты и командные пункты системы ПВО. Для борьбы с подобными кораблями нужны были субмарины нового качества. Но советские подводные лодки третьего поколения еще только создавались и могли войти в строй не раньше середины 80-х. Конструкторы КБ «Малахит» предложили неожиданный выход. Использовать удачную конструкцию атомной подводной лодки «Семга » для размещения нового комплекса оборудования и вооружений. Немедленно был вызван главный конструктор, и в один день было принято решение создавать эту подлодку. Новая



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные