Инновационные процессы в образовании презентация. Презентация "инновации в образовании"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Инновации в образовании.

Понятие «Инновация» Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Понятия «новация» и «инновация» Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятия «реформа» и «инновация» Реформа Инновация Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы Увеличение финансирования Изменения в содержании образования Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях «Учитель - Ученик » Повышение статуса образования Новые санитарно-гигиенические требования Изменения в структуре системы образования Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.

Характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Виды инноваций по видам деятельности педагогические управленческие обеспечивают педагогический процесс

по характеру вносимых изменений радикальные комбинаторные модифицирующие основаны на принципиально новых идеях и подходах новое сочетание известных элементов совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы

по масштабу вносимых изменений локальные системные модульные независимые друг от друга изменения компонентов полная реконструкция системы как целого взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций

по проблематике инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразу-ющей деятельности на основе концептуальных идей инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитатель-ного процесса инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структуриро-вания инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления

в зависимости от области реализации или внедрения в содержании образования. в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы. в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств.

По источнику возникновения: Внешние (за пределами образовательной системы). Внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). По масштабу использования: Единичные. Диффузные.

В зависимости от функциональных возможностей: нововведения - условия нововведения-продукты организационно-управленческие нововведения обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия. педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

по масштабности и социально-педагогической значимости федеральные субрегиональные региональные предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности: Инновации нулевого порядка. Инновации первого порядка. Инновации второго порядка. Инновации третьего порядка. Инновации четвертого порядка. Инновации пятого порядка. Инновации шестого порядка. Инновации седьмого порядка.

По осмыслению перед внедрением инноваций: случайные полезные системные инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Направления реализации инновационных процессов в российских развивающихся образовательных системах: Формирование нового содержания образования. Разработка и внедрение новых педагогических технологий. Создание новых видов учебных заведений.

Структур ы инновационного процесса. Деятельностная структура - представляет совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Субъективная структура - включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Уровневая структура - отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях. Содержательная структура - предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, организации УВП, в управлении и т.д. Структура жизненного цикла - выражаетсяв следующих этапах: возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия (проникновение) - насыщение (освоенность многими) - длительность - исчерпаемость. Структура генезиса инноваций - очень близкая к предыдущей: возникновение - разработка идеи - проектирование - внедрение - широкое использование. Управленческая структура - предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.


Презентация на тему: Инновационная деятельность в образовании


















1 из 17

Презентация на тему: Инновационная деятельность в образовании

№ слайда 1

Описание слайда:

Сегодня практически любое изменение в сфере образования претендует на инновационный статус. Но инновационная деятельность подменяется «педагогическим изобретательством» без существенных нововведений и развития как теории, так и практики. Инновационная деятельность в ОУ 900igr.net

№ слайда 2

Описание слайда:

Инновации - это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. Нововведение - внедрение тех или иных новшеств в образовательную систему, освоение новых технологий, приемов, улучшение методов организации и управления образовательным процессом Инновации актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования

№ слайда 3

Описание слайда:

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - обозначающий такой тип образования, который подготовит человека к жизни в динамичных, быстро меняющихся условиях. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности.

№ слайда 4

Описание слайда:

Предназначение инновационной деятельности - развитие ОУ как педагогической системы и особой социальной организации. Процесс функционирования ориентирован на достижение результатов на основе использования ранее созданного, имеющегося в наличии потенциала. Процессы развития ориентированы на достижение качественно новых, более высоких результатов ОУ на основе повышения, обогащения его потенциала.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Четыре ключевых компонента инновации: Креативность - умение генерировать новые идеи. Стратегия - выяснение того, является ли эта идея такой уж новой и полезной с точки зрения развития успешной корпоративной деятельности. Реализация - переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг. Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную модель. Прибыльность (результативность) - повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи.

№ слайда 11

Описание слайда:

Инновационные образовательные программы, реализуемые чаще всего в Оренбургском регионе: Предпрофильная подготовка и профильное обучение Информационно-коммуникативная компетентность учащихся Проектные и исследовательские умения учащихся Здоровьесберегающая среда Экологическое образование. Развивающее обучение. Компенсирующее обучение. Адаптивное обучение. Поддержка одаренных детей. Патриотическое воспитание. Развитие детских общественных организаций. Этнокультурное (поликультурное) образование. Предшкольное образование.

№ слайда 12

Описание слайда:

Управление инновационными процессами предполагает выполнение следующих задач (работ): разработка и осуществление единой инновационной политики; разработка проектов и программ инновационной деятельности; контроль за ходом инновационной деятельности; ресурсное обеспечение проектов инновационной деятельности; подготовка и обучение персонала для инновационной деятельности; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

Описание слайда:

Методы руководства инновационной деятельностью 1) Методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, развивающие их ценностно-ориентированную зрелость, организованность и сплоченность: 2) Создание эффективной системы коммуникаций 3) Методы мотивации участия в инновационной деятельности: Стимулирование (материальное, моральное, индивидуальное и коллективное, общественное или чье-либо признание и т. д.). Создание креативного поля Постановка целей и выдача заданий участникам нововведений с учетом предоставления им возможности самим ставить цели своей деятельности, Мотивирующий контроль инновационной деятельности 4) Методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива 5) Методы регулирования социально-психологического климата в коллективе

№ слайда 15

Описание слайда:

Результат инновационной деятельности (конкретные изменения в объекте преобразований). Оценивается на основе трех групп критериев: критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.; критерия экономичности (эффективности), отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов; критерия мотивации, т.е. школьного самочувствия учащихся и учителей.

№ слайда 16

Описание слайда:

Показатели оценивания нововведений Актуальность (соответствие социальному заказу, потребностям школы, уровню последних достижений пед. науки и практики); Соответствие частной новой идеи общей идее развития ОУ, системы образования; Результативность нововведения; Новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну); Образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

№ слайда 17

Описание слайда:

Показатели оценивания нововведений: Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом); Полезность (практическая значимость инновационных процессов); Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов). Методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика); Возможность освоения новшества потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).

Инновации. Инновационные технологии. Инновационное образование. Инновационная деятельность. Понятие инновации. Инновационные образовательные технологии. Об инновационной и экспериментальной деятельности. Инновационные результаты деятельности. Управление инновационными проектами. От инноваций – к институтам. Инновации в обучении.

Опыт инновационной деятельности. Выставка инноваций. Инновационная модель управления. Об инновациях ФГОС ДО. Инновационная деятельность педагогов. Отчет по инновационной деятельности. Автоматизация учебного процесса. Инновации в образовательном учреждении. Инновации ФГОС ДО. Инновационные модели обучения. Инновационные технологии на уроках русского языка.

Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях. Инновационные технологии на уроках математики. Инновации Тренды. Этапы инновационной деятельности. Создание инновационной образовательной среды. Инновационная деятельность ДОО. Инновационное развитие АПК. Инновационный подход к жизни. Инновационная технология «Мастерская».

Инновационные технологии и традиционный урок. Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий. Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности. Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию новых ФГОС. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы.

Инновационная деятельность в Ярославской области. Проектирование как технология инновационного образования. Городская инновационная площадка. Инновационные формы внеучебной деятельности. Инновационный территориальный кластер «Зеленоград».




Актуальность инновационной деятельность Инновации – воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Инновации должны улучшить качество образования. Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения


Противоречия современного образования Между стандартизированным обучением школьников и их индивидуальными способностями и интересами; Между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учеников; Между тенденцией к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности; Между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями


Понятийный аппарат Новшество – идея, метод, средство, технология или система. Нововведение – процесс внедрения и освоения новшества нововведение = инновация Инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, а также сам процесс


Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом (К. Сумнительный) Определение потребности в изменениях; Сбор информации и анализ ситуации; Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; Принятие решения о внедрении (освоении); Собственно внедрение, включая пробное использование новшества; Длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Инновационная деятельность состоит из таких этапов:


Источники инновационных процессов интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы;. мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по- новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.


Виды инноваций (К. Сумнительный) Ретроинновация С современную практику переносится модифицированный вариант уже существующего в прошлом явления Аналоговая инновация В известный подход вносится частная модификация Комбинаторная инновация Из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт Сущностная инновация Возникает действительно новый подход


Виды инноваций (В.М. Лизинский) Случайные Инновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы Полезные Инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но с определенными целями и критериями Системные Инновации, выведенные из проблемного поля с четко обозначенными целями и задачами. Строятся на основе учета интересов школьников и педагогов и носят характер преемственности с традициями


Классификация инноваций По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность: цель и содержание образования; технологии, методы, средства организации педагогического процесса; формы организации обучения и воспитания; система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); образовательная экология. По способу возникновения и протекания инноваций: систематические, планомерные; стихийные. По глубине и ширине осуществления инноваций: массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования; частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением. По характеру происхождения: внешние; внутренние. По признакам масштабности: частные (локальные и единичные, не связанные между собой); модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой); системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).


Типы инноваций По отношению к структурным элементам образовательных систем; По отношению к личностному становлению субъектов образования; По области педагогического применения; По типам взаимодействия участников педагогического процесса; По функциональным возможностям; По сопособам осуществления; По масштабности распространения; По социально-педагогической значимости; По объему новаторских мероприятий; По степени предполагаемых преобразований


Направления инновационной деятельности (М.В. Богуславский, К. Сумнительный) Инновации в обучении Новые методики преподавания, новые способы организации занятий; новшества в организации содержания образования; методы оценивания образовательного результата Инновации в воспитании Системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, которые способствуют социализации школьников и позволяют нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде Инновации в управлении Новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности Инновации в переподгото вке кадров Новые методики преподавания, новые программы переподготовки кадров


Жизненный цикл нововведения 1 этапРождение новой идеи, этап открытия 2 этапИзобретение, создание новшества 3 этапПрактическое применение, доработка, устойчивый эффект 4 этапИспользование, распространение 5 этапПотеря новизны, появление альтернативы 6 этапСокращение масштабов применения


Стадии развития инноваций Возникновение или зарождение идеи нового. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Разработка путей реализации цели и проектирование. Реализация проекта. Распространение новой практики. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме.


Критерии инновации актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества); новизна (степень оригинальности инновационных; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну); образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности); общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом); полезность (практическая значимость инновационных процессов); реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).


Субъекты инноваций (психолог Э. Роджерс) Новаторы2,5% всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами Ранние реализаторы 13,5% следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы. Предвари- тельное большинство 34% Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам Позднее большинство 34% Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды Колеблющие ся 16% ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом Если инноватор – руководитель Типы реакции подчиненных Фаза отрицания характерна для подчиненного состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педколлектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации Фаза сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить "обратную связь" с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся Фаза исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты Фаза вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов. Традиционализация



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные