Прокудин горский фотографии в высоком. Цветные фото России столетней давности пионера цветной фотографии С

Биография и дело жизни Сергея Прокудина-Горского – огромный архив цветных фотографий царской России – можно описать крылатой фразой «нет пророка в своем Отечестве». Полжизни ученый потратил на разработку технологии трехсекционного диапроектора, фотографирование природных богатств и пестрого населения громадного российского государства для будущих поколений. Но последние десятилетия прославленный изобретатель провел во Франции и Италии, где ему довелось сотрудничать с легендарными братьями Люмьер и другими западными коллегами-фотографами. Ныне коллекция трудов русского фотографа-новатора занимает видное место в Библиотеке Конгресса США, чья администрация после смерти ученого (27 сентября 1944) приобрела у наследников все сохранившиеся материалы (1902 тройных негатива и 2448 черно-белых отпечатка, 2600 оригинальных изображений).

Также сотрудники Библиотеки изучили творческий путь фотографа и составили первую полную биографию. А с появлением всемирной Сети создали интернет-сайт, где каждый желающий имеет возможность ознакомиться с работой великого русского изобретателя, общественного деятеля, пионера цветной фотографии царской России, чья историческая миссия началась так.

Фотограф царя Николая II

В конце девятнадцатого столетия Сергей-Прокудин Горский уже был известен и даже знаменит в отечественной ученой среде, где фотограф отметился многочисленными докладами и техническими исследованиями на тему фотографического искусства, а также публикацией нескольких тематических книг. В общем, на момент встречи с российским императором Прокудин-Горский был главным авторитетом в области фото России начала 20 века.

3 мая 1909 исследователь получил приглашение посетить Александровский дворец, что расположен в Царском Селе, и представить Николаю Второму и семье русского монарха последние достижения и результаты фотографических экспериментов. Романовы были потрясены увиденным зрелищем и не отпускали мастера до позднего вечера, требуя новых фотокадров и подробных объяснений касательно новаторского искусства. Романовы очень заинтересовались фотоискусством и в последующие годы вплоть до самого расстрела будут активно позировать камерам, оставив после себя громадный архив , лучшие из которых доступны на Историке.
Императорскую чету снимали другие фотографы, а вот Сергей Михайлович отправился в долгое транснациональное путешествие, получив правительственный заказ и высочайшее одобрение мегапроекта «Цвет нации».

Разработка трёхсекционного диапроектора

Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотоноваторы начали в середине девятнадцатого века. Революционный научный метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветовых светофильтра – красный, синий, зеленый. Далее с помощью 3-секционного слайд-проектора три негатива одновременно проецировались на экран, выдавая эффект разноцветного изображения. Российский ученый следовал методу, изобретенному Максвеллом в 1855-м, но у революционной технологии присутствовало слабое звено в виде сложности получения красной и зеленой составляющих спектра. Каждый фотомастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Горский достиг в данном предприятии значительного прогресса. Авторская технология сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу, если сравнивать с западными коллегами, благодаря чему фотоработы Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая очередные патенты и повышая качество собственных трудов.

Цветные фотографии Прокудина-Горского



С 1897-го Сергей Михайлович начал докладывать руководству Императорского Русского Технического общества о новейших разработках мирового и русского фотоискусства. Многочисленные подробные доклады, статьи, книги и, разумеется, цветные фото царской России – благодаря этим достижениям имя Прокудина-Горского навсегда вошло в историю. Неудивительно, что авторитетный специалист
сумел встретиться с монархом и заручиться императорской поддержкой для реализации эпического проекта Цвет нации - запечатлеть для истории жизнь огромного государства. Правительство организовало для фотомастера специальный железнодорожный вагон, оснащенный всеми необходимым материалами для амбициозного проекта, и Сергей Прокудин-Горский отправился в дорогу, где были сделаны следующие исторические кадры.














Интересные статьи


















Подписывайтесь на нашу страницу в «Facebook» - будет интересно!
















1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также

Представляю цветные фото России столетней давности пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Начало 20 века было ознаменовано удивительными научными открытиями и изобретениями, многие из которых на целые десятилетия опередили своё время. Среди них — цветная фотография по методу цветоделения, технически весьма сложному, но дававшему результат поразительно высокого качества.

В 1903 году одним из пионеров этого метода и первым цветным фотографом России стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944), представитель древнего дворянского рода Владимирщины. Этот человек посвятил весь свой талант ученого и кипучую энергию подвижника одной грандиозной цели — запечатлеть «в натуральных красках» всю ширь и богатство великой страны, которая называлась Российской империей.

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горскогою
(по материалам сайта http://www.prokudin-gorsky.org/ , который ведёт исследование и популяризация наследия С. М. Прокудина-Горского и блог проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" https://oldcolor.livejournal.com/ )

Под "народом" Сергей Михайлович, как и многие русские интеллигенты, понимал прежде всего крестьянство - хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства.
Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). Прочие слои "народа" представлены преимущественно уральскими рабочими, некоторые из которых мало отличимы от крестьян. Простые горожане, обыватели, купцы попадали в кадр лишь случайно на общих видах городов. Другие представители русского общества запечатлены на снимках этюдного характера, но это уже как бы отдельная тема для одного из следующих обзорных постов - "Служивая Россия".
В единичных экземплярах у Прокудина-Горского есть также снимки деятелей культуры (Л. Тостой, Ф. Шаляпин), государственных деятелей (правители Бухары и Хивы), священнослужителей, портреты неизвестных дам, в т.ч. явно дворянского сословия.

Обзор начнём с красивейшего снимка "Обед на покосе". сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:



Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия "фотокартина", отличается совершенством композиции, излучает светлую "ауру", наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.

Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.
Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:


Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм - своего рода символ "Русской Атландиты". Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками.
Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:


Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене - бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.

У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос":


Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался "На сенокосе около привала":


Ещё один "Сенокос" там же:

Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского).
"Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:


В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов.
Одна из участниц позировала отдельно для снимка "Девушка с земляникой":


Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:


Вот уже нарядилась так нарядилась!

Мариинский альбом завершают два загадочных снимка "На жнитве":


Те же двое плюс ещё трое:


Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?
У меня есть предположение, что эти снимки были "пристроены" в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?
Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и ста-лелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состояв-шейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к чи-тателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229) : «Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и го-родишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых месте-чек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень - я был в одном из богатых по урожаям уездов.

Большинство сёл имело по две. по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появил-ся с камерой на улице, тотчас же сделался предметом вни-мания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так н в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (...) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юб-ках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет вый-дет, как белый, - что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, н сами указа-ли мне отличное по освещению место для съёмки. К установ-ке группы все относились с должным вниманием и без ма-лейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутст-вие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах при-езжему фотографу работать будет значительно легче».
По всей видимости, снимки "На жнитве" и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.
Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций - "Крестьянка мнет лен. Пермская губ.":


Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке:-)

Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в "коренных" губерниях, но и на далёких окраинах империи.
Так, в выжженой солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка":


Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р. Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 г.) - первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.
Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь - пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана.
Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.
Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок "Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян":


Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма "Белоге солнце пустыни":

Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.
На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:



Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:
Ещё крупнее:

Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской.
Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.

Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:

Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:


Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.

Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):

Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.
Вот знаменитый портретный снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":


Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей... Нижнего Тагила.
Сильное впечатление производит фото "Работа на Бакальском руднике":


Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):

На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок "Накатка дров для обжига руды", который лучше смотреть в виде фрагмента:


Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:


На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского.
Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке "Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой" (фрагмент):


У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, "Формовка художественного литья" (Касли):


Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка "Механическая мастерская для отделки художественного литья":

Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.
В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как "За пряжей. В деревне Изведово":


А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):


Достаточно динамичен сюжет снимка "Монахи за работой: посадка картофеля", сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:

Весьма интересен снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер":


В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове!
При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:

Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.
Это фрагмент снимка "На озере", которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:

На другом фрагменте - дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:

Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.
Вот, например, жители Златоуста:


А это - барышни Екатеринбурга:


Осташковцы:

Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные