Правило импортное сырье облагается. Налогообложение экспортных и импортных операций

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Российский государственный

гуманитарный университет» в г. Воскресенске Московской области

(Филиал РГГУ в г. Воскресенске)

Ставцев Максим Игоревич

Методы тарифного регулирования мировой торговли Контрольная работа по дисциплине

«КПВ: Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

Студента 4 курса группы ЗЭ-4/4


Воскресенск 2015

Введение………………………………………………………………………….3

    Тарифные методы регулирования мировой торговли…………………….4

    Влияние таможенного тарифа на потребителей и производителей………...6

    Нетарифные методы регулирования мировой торговли………………….10

    Последствия торговых барьеров для мировой торговли………………….15

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………….19

Практическая часть…………………………………………………………….20

Введение

Международная торговля затрагивает экономические интересы отдельных слоев населения и целых стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами.

Политика государственного регулирования внешнеторговых отношений с другими странами называется политикой протекционизма. Ее цель – создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами.

Инструментами протекционистской внешнеторговой политики государства являются тарифные и нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций.

Под нетарифными методами предполагается комплекс мер ограничительно-запретительного характере, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Цель данной контрольной работы: изучение торговых ограничений и их последствие для мировой торговли.

1. Тарифные методы регулирования мировой торговли

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.

Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно больших масштабах, как по числу стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров. Однако в мировой торговой практике подавляющее большинство стран с рыночной экономикой крайне редко прибегают к регулированию торговли посредством использования экспортных таможенных пошлин, т. к. эти страны в основном сталкиваются с проблемами сбыта, а не с необходимостью ограничивать экспорт тех или иных товаров.

Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.

Пошлины, устанавливаемые в таможенных тарифах, бывают трех видов:

- адвалорные - взимаются в процентах от стоимости товара (например, 10 % от стоимости автомобиля);

-специфические - устанавливаются в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов);

- смешанные, или комбинированные – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

- альтернативная, устанавливает и адвалорную и специфическую ставку пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

В международной торговой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.

В целом таможенные пошлины выполняют следующие основные функции:

- фискальную , которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья и полуфабрикатов, поступающих из-за рубежа. Импортное сырье облагается минимальными таможенными ставками, в то время, как готовые изделия повышенными.

Если предприятие занимается переработкой давальческого сырья, ввезенного из стран Таможенного союза, то оно вправе рассчитывать на применение нулевой ставки по НДС. Но чтобы воспользоваться льготой, необходимо соблюсти определенные условия – отметили финансисты.

Какими документами руководствоваться

Операция по переработке давальческого сырья состоит в следующем.

Владелец сырья передает его на переработку третьему лицу, которое за вознаграждение и своими силами перерабатывает это сырье и передает заказчику готовую продукцию.

Саму операцию можно разбить на три составляющие.

1. Ввоз сырья для переработки в страну исполнителя.

2. Выполнение работ по переработке.

3. Вывоз продуктов переработки в страну заказчика.

При этом если российское предприятие перерабатывает сырье, привезенное из стран Таможенного союза, то при расчете косвенных налогов, в частности НДС, следует руководствоваться двумя Протоколами от 11 декабря 2009 года:

– «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе » (далее – Протокол по экспорту и импорту товаров);

– «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе » (далее – Протокол по работам и услугам).

Ввоз давальческого сырья для переработки

При ввозе давальческого сырья НДС не исчисляется и не уплачивается.

Поскольку данным налогом облагаются лишь сами работы по переработке давальческого сырья. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Протокола по работам и услугам.

При этом стоит учесть, что расходы на доставку включаются в стоимость полученного сырья.

Это правило действует для бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Справедливо оно и для налогового учета (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что в случае ввоза товаров для переработки из стран, не входящих в Таможенный союз, также применяется полное условное освобождение от уплаты ввозных пошлин и налогов.

Но только при условии, что впоследствии продукция переработки будет вывезена.

Это установлено пунктом 1 статьи 239 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Налогообложение в рамках переработки сырья

Переработка давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства с территории другого (оба участники Таможенного союза) с последующим вывозом продуктов переработки, облагается НДС по нормам статьи 1 Протокола по экспорту и импорту товаров. И на основании документов, указанных в статье 4 Протокола по работам и услугам.

При этом определяется как стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья.

Обратим внимание, что статья 1 Протокола по экспорту и импорту товаров предусматривает применение нулевой ставки НДС.

Рассмотрим особенности.

Сырье принадлежит иностранной организации

Прежде всего нужно учитывать, что нулевая ставка НДС при ввозе давальческого сырья из стран Таможенного союза применяется не всегда.

Ведь сырье может принадлежать лицу, которое не является налогоплательщиком какой-либо из стран Таможенного союза.

Иными словами, договор (контракт) на переработку давальческого сырья может быть заключен между иностранным (по отношению к любой из стран Таможенного союза) лицом и российским налогоплательщиком.

В этом случае нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяться не может.

На этом настаивают чиновники. В частности, такая позиция изложена в письме ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15170@.

Обосновывая свою позицию, чиновники сослались на пункт 2 статьи 4 Протокола по работам и услугам.

Им определен пакет документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении работ по переработке давальческого сырья.

Одним из необходимых документов является договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов Таможенного союза.

Очевидно, что это условие невыполнимо, когда одной из сторон договора является резидент государства, не входящего в Таможенный союз.

И действительно, применение нулевой ставки налога на доставленную стоимость – это своего рода льгота, установленная межправительственным соглашением в рамках Таможенного союза. И по идее, должна способствовать углублению взаимной интеграции входящих в союз государств и укреплению экономических связей между ними. А значит, эта льгота распространяется лишь на те случаи, когда оба участника сделки представляют государства, входящие в союз.

Таким образом, если заказчиком переработки выступает организация, не являющаяся налогоплательщиком государства, входящего в Таможенный союз, то реализация работ по переработке облагается по «стандартной» ставке – 10 или 18 процентов. Данная ставка определяется в соответствии с пунктами 2–3 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база при реализации работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС. Об этом сказано в пункте 5 статьи 154 Налогового кодекса РФ.

Порядок применения нулевой ставки

Если же заказчиком переработки выступает одной из стран Таможенного союза, применяется нулевая ставка НДС.

Порядок ее подтверждения определен в пункте 2 статьи 4 Протокола по работам и услугам.

Так, в состав пакета документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, включаются:

– договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов Таможенного союза;

– документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

– документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров;

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

– таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств – членов Таможенного союза;

– иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза.

Российское налоговое законодательство (в частности, ст. 165 Налогового кодекса РФ) не предусматривает каких-либо иных обязательных документов, которые надо представить в налоговую инспекцию в этом случае.

Однако на практике в пакет документов включаются еще и документы (их копии), подтверждающие право на вычет налога, подлежащего возмещению в связи с применением нулевой ставки.

Отметим, что налоговая база в описанном случае определяется так же, как и в случае, когда заказчиком переработки выступает не налогоплательщик Таможенного союза.

В качестве налоговой базы во внимание принимается стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 1 ст. 4 Протокола по работам и услугам).

При этом порядок подтверждения нулевой ставки (в частности, срок сбора необходимых документов, порядок действий всех заинтересованных лиц и т. п.) соответствует порядку, применяемому при подтверждении нулевой ставки в случае экспорта товаров в рамках Таможенного союза (этот порядок определен в ст. 1 Протокола по экспорту и импорту товаров). Срок, отведенный на сбор необходимых документов, составляет 180 календарных дней с момента отгрузки товаров (в данном случае – продуктов переработки) заказчику.

Вывоз продуктов переработки

При вывозе продуктов переработки НДС не уплачивается. Ведь продукты переработки принадлежат заказчику.

А значит, переход права собственности на них не происходит и экспорт места не имеет.

Иными словами, при вывозе продуктов переработки давальческого сырья просто не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

Как отразить операцию в декларации

Особенности заполнения декларации по НДС организацией-экспортером разъяснили финансисты в письме Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-07-15/131.

В случае подтверждения нулевой ставки в графе 2 раздела 5 декларации указывается величина налоговой базы по операции реализации товаров.

Если правомерность применения нулевой ставки не подтверждена, заполняется графа 4 раздела 5.

В разделах 4–6 декларации операции по реализации товаров, экспортированных с территории Российской Федерации на территорию страны, входящей в состав Таможенного союза, следует отражать по кодам:

– по коду 1010403 – операции по реализации товаров, не указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, вывезенных с территории РФ;

– по коду 1010404 – операции по реализации товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, вывезенных с территории РФ.

Важно запомнить

Российское предприятие может участвовать в переработке давальческого сырья, ввезенного из стран Таможенного союза. При этом облагается сама операция по переработке. Ввоз давальческого сырья и вывоз продуктов переработки облагаться НДС не будут. Если заказчиком услуги по переработке является резидент страны Таможенного союза, то при налогообложении может применяться нулевая ставка НДС. Но для этого необходимо собрать необходимые подтверждающие документы в срок не позднее 180 календарных дней с момента отгрузки.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, ВТО), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений большинство государств, в качестве основной законодательной базы, имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы. Таможенный кодекс, как правило, является стабильным документом, действие которого распространяется на национальную систему и не связано с предметом национальных переговоров. Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах. Предметом обсуждения является, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС и Японии на сырьевые товары при импорте составляют соответственно 1,8%; 1,6%; 1,4%; на полуфабрикаты - 6,1%; 6,2%; 6,3%; на готовые изделия - 7,0%; 7,0%; 6,4%.

Значение функции таможенных тарифов, как источника поступления средств в бюджет государства, имеет тенденцию к уменьшению в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. В подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группировки. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические. Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме, взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).

3. Нетарифные ограничения ВЭД

Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование, лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.)

Контингентирование (квотирование) связано с введением контингентов - ограничений в стоимостном или количественном выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров.

Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукции из развивающихся стран. В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой.

Среди товарных позиций контингенты устанавливаются на руды, содержащие радиоактивные элементы, двигатели к военным самолетам, и др.

Контингенты на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную на национальном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами. Квотирование экспорта применяют как развитые страны, так и развивающиеся.

Объем экспорта в натуральном или

Квота = стоимостном выражении заданный период * 100 %

экспортная Объем внутреннего производства соответствующей продукции за этот период

Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по тем или иным видам продукции.

Квота = стоимостном выражении за данный период * 100 %

импортная Объем внутреннего потребления в стране

соответствующей продукции за этот период

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Лицензирование предполагает, что государство через специальный уполномоченный орган выдает разрешение на проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам.

Лицензионная система сегодня - важное орудие проведения внешней политики протекционизма, так как позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта или экспорта, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

В современной политике государственного регулирования внешней тор-

говли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протек-

Либерализация представляет собой экономическую политику государст-

ва, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во

внешней торговле.

Протекционизм – это экономическая политика страны, направленная на

ограждение внутреннего рынка (национальных производителей) от иност-

ранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны

мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трёх

1)между отдельными странами во взаимной торговле;

2)между государствами, входящими в единый таможенный союз (например, страны европейского союза);

3)на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а сейчас Всемирной торговой организации (ВТО).

Различают два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения. Таможенные тарифы представляют со-

бой перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенный тариф выполняет нес-

колько функций: защищает национальных производителей от иностранной

конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государ-

ства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области

импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, посту-

паемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по мини-

мальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки мест-

ных производителей готовой продукции. И, наоборот, таможенные тарифы

на импортируемые готовые изделия устанавливаются на более высоком уро-

вне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне

своих издержек производства конкурировать на национальном рынке с

импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС

и Японии на сырьевые товары при импорте составляют, соответственно,

1,8; 1,6 и 1,4 % ; на полуфабрикаты – 6,1; 6,2 и 6,3 % ; на готовые изделия –

7,0; 7,0 и 6,4 %.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления

средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с об-

щемировым процессом в рамках ГАТТ/ВТО либерализации таможенных

пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях

государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составля-

ет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством улучшения усло-

вий доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны,

заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном

снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции. Та-

моженные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на

уровне отдельных политических и экономических группировок. Так, напри-

мер, страны Европейского Союза отделены от всех других государств еди-

ным таможенным тарифом.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В

настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров,

обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система

описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические.

Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме,

взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС ;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке ;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18% .

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от , умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные