Требования к современному руководителю и критерии оценки его деловых качеств. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов Основные требования к руководителю

Управление является очень динамичной наукой и практикой. Из этого следует, что требования к руководителю не сохраняются неизменными. Развивается теория управления, и совершенствуется практика. Требования к современному руководителю постоянно обновляются и дополняются.

В рамках изучения требований к современному руководителю рассматриваются следующие вопросы :

1. Задачи современного руководителя;

2. Факторы успеха руководителя;

3. Психологическая направленность руководителя;

4. Ограничения и ошибки неэффективного руководителя;

5. Психологические законы управления.

Требования к современному руководителю – это комплекс личных качеств и профессиональных черт, которые необходимы менеджеру для успешной управленческой деятельности.

Задачи современного руководителя, как показано в первой главе в разделе 1.3, заключаются в следующем:

1) сделать интересной свою профессиональную жизнь;

2) сделать интересной профессиональную жизнь подчиненных;

3) обеспечить эффективность работы коллектива;

4) сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Успешное решение указанных задач требует от руководителя соответствующих внутренних свойств, профессиональных качеств и необходимых усилий. Ориентация на решение только третьей задачи, которая долго доминировала в обществе, давно и безнадежно устарела. Мир изменился, и вместе с ним появились новые подходы к качеству жизни и профессиональному труду.

Люди больше не хотят просто получать заработную плату в профессии. Они стремятся к креативному труду, к самореализации, занятию достойного места в обществе, утверждению своего высокого социального статуса. В достижении всего этого очень многое зависит от непосредственного руководителя.

Современная психология управления активно использует разницу между успешным и неудачным руководителями. Соответствующий анализ позволяет сформировать факторы успеха руководителя, которые кореллируют с его задачами.

Факторы успеха руководителя – это своего рода условия, при которых его управленческая деятельность будет эффективной. Факторы успеха можно свести к четырем условиям: работа в удовольствие, современные подходы в работе с людьми, профессиональная управленческая подготовка, личная креативность.

Работа в удовольствие означает, что управленческий труд должен приносить руководителю личное удовлетворение, давать возможность самореализоваться. То есть, этот фактор связан с решением первой задачи – сделать интересной свою профессиональную жизнь.

Управленческая работа не должна быть в тягость. Иначе руководитель будет просто мучить и себя, и подчиненных. В таком случае надо поискать иную сферу деятельности, попытаться «найти себя» в другой профессии.

Так, известный американский бизнесмен Хаммер заявлял: «Для меня бизнес не средство обогащения. Это удовольствие от нестандартной работы».

Удовольствие от работы появляется тогда, когда в ней достигается высокая квалификация. А профессионализм руководителя складывается из ряда составляющих: хорошего управленческого образования, собственных волевых усилий и определенных природных данных.

Две первых составляющих находятся полностью во власти человека. Иными словами, имея желание (мотивацию) и проявив волю можно достичь высокого мастерства в управленческой деятельности.

Успешных руководителей, поднявшихся до управления крупными корпорациями и целыми отраслями, называют «золотыми воротничками». Именно эти люди управляют современной экономикой, политикой, обществом в целом.

Современные подходы в работе с людьми охватывают стиль руководства, личный (неформальный) авторитет, умение влиять на людей, ораторское искусство и умение слушать, использование современных приемов мотивации и многое другое. Этот фактор связан с решением второй задачи руководителя – сделать интересной профессиональную жизнь подчиненных.

Работа с людьми является наиболее сложной частью деятельности руководителя. Относительно легко научиться управлять потоками, системами, технологиями, оборудованием, но сложно научиться воздействовать как на отдельного человека, так и на коллектив. Однако интерес к людям, искренняя к ним привязанность позволяют добиться успеха и в этой сфере, и получить удовольствие от делового общения и руководства.

Наибольших успехов во влиянии на миллионы людей добились не грозные цари и великие завоеватели, а люди с большим сердцем. Так, Ганди «политикой ненасилия» добился освобождения своей родины Индии от колонизаторов. А его большое человеколюбие принесло ему высочайший титул – «махатма», то есть отец нации.

Профессиональная управленческая подготовка означает усвоение территории и практики менеджмента, то есть управленческое образование. Этот фактор связан с решением третьей задачи руководителя – обеспечить эффективность работы коллектива.

Высокий профессионализм руководителей позволяет добиться успешной деятельности организации. Современная теория и практика менеджмента позволяют дать заинтересованному человеку отличную подготовку в сфере управленческой деятельности. Для этого надо получить хорошее образование в вузе с высокой репутацией. А затем, на протяжении всей жизни, пополнять управленческие знания самообразованием.

Например, в западной традиции и управленческой литературе задача и требование профессионализма обозначаются так – «сделать деньги».

Креативность в работе руководителя вытекает из характера управленческой деятельности. Выше отмечалось, что в труде руководителя практически не встречается стандартных ситуаций, всегда будут определенные отличия. И поэтому даже классические управленческие знания руководителю приходится применять в конкретной оригинальной обстановке.

Креативность руководителю необходима и в семейной и личной жизни. Высокая занятость на работе и увлеченность ею создают определенные трудности в семейных и дружеских отношениях. В этом жизнь руководителя отличается от жизни других людей. И ему надо проявить немалую креативность, чтобы решить четвертую задачу современного руководителя – сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Психологическая направленность руководителя – это внутренние приоритеты в его профессиональной деятельности.

От направленности руководителя во многом зависит эффективность его работы. Можно выделить, в качестве основных, четыре вида психологической направленности: на задачи организации, на персонал, на мнение начальства, на себя.

Направленность руководителя на задачи организации означает приоритет производственной деятельности.

Руководители такой направленности значительное внимание уделяют достижению профессиональных целей. Они тщательно планируют работу, составляют графики ее выполнения, нормируют труд. Для подчиненных такие руководители составляют подробные инструкции, регулярно проводят производственные совещания, осуществляют обучение и контроль.

Так, часто руководители производственной направленности являются «трудоголиками». Ради дела они не считаются со своим личным временем и усилиями. Обычно они того же требуют и от подчиненных. А это далеко не всегда встречает понимание. Трудоголизм воспринимается сегодня как профессиональное заболевание.

Направленность руководителя на персонал означает приоритет внимания к подчиненным.

Такие руководители справедливо убеждены в том, что главной ценностью любой организации являются люди. Поэтому они направляют свои усилия на условия труда, социальный статус и психологический комфорт своих сотрудников, установление отношений взаимного доверия.

Например, руководители человеческой направленности открыты для общения, дружелюбны, ориентированы на благополучие работников. Они много общаются с подчиненными, активно используют «обратную связь», то есть информацию, идущую снизу вверх. Обычно такие руководители пользуются расположением со стороны подчиненных.

Направленность руководителя на мнение начальства означает приоритет внимания к указаниям сверху.

Обычно такая направленность связана с неуверенностью руководителя на своем посту, непониманием своих задач и незнанием путей их решения. Однако при этом присутствует сильное желание удержаться на руководящей должности любыми средствами.

Часто такая «подхалимская» направленность связана с активным желанием сделать карьеру путем всяческого угождения начальству.

Направленность руководителя на себя – это приоритет личных интересов.

Такой руководитель превыше всего ставит не работу, а свое положение в ней. Личные амбиции и устремления определяют его позицию в любых производственных ситуациях.

Так, в Октябрьской революции 1917 года в России историки выделяют фигуру Льва Троцкого – второго человека в партии большевиков. Его психологическая направленность оценивается так, что он любил не революцию, а себя в революции. Это привело к злоупотреблениям и стремлению к единоличной власти.

Эгоистичные руководители нередко допускают административные злоупотребления. Согласно их психологии, во главе угла стоят собственные интересы, личное обогащение.

Подводя итог рассмотрению приоритетов руководителей, следует отметить, что предпочтительной является направленность на персонал. Успешные руководители отличаются вниманием к людям, что позволяет создавать эффективные высокопроизводительные рабочие коллективы.

Факторы, которые сдерживают развития потенциала руководителя, получили наименование «ограничений». Разработана концепция ограничений – теоретическое обоснование помех в совершенствовании профессионализма руководителя.

Можно выделить шесть потенциальных ограничений.

1. Неумение управлять собой. Руководитель работает в условиях нервного напряжения. Владение своим эмоциональным состоянием позволяет сохранять работоспособность, «не расклеиваться» в сложной обстановке, и наоборот. Управление эмоциями означает также уровень общей культуры руководителя.

2. Размытые личные ценности. Действия руководителя во-многом зависят от его принципов, целей, направленности. Если его личные приоритеты недостаточно глубоки, он будет испытывать сомнения в своих суждениях, в принятии решений. Окружающие будут воспринимать это как слабость.

3. Недостаток креативности . Руководителю приходится постоянно использовать творческий подход, т.к. в управлении не бывает абсолютно идентичных ситуаций. Руководителю постоянно надо выдвигать новые идеи, принимать сложные решения, побуждать подчиненных к творчеству.

4. Непонимание специфики управленческого труда. Содержание работы руководителей имеет ряд особенностей. Их надо знать, и учитывать в работе.

Так, эффективность труда руководителя сложно измерить в прямых показателях. Чаще всего это можно сделать лишь опосредованно: о хорошем управлении может свидетельствовать производительная работа коллектива, и положительная атмосфера в нем.

Неотъемлемой частью управленческого труда являются проблемы. Полностью избежать их не удастся, при всем желании. Поэтому надо уметь их решать: от обеспечения рентабельности производства до управления конфликтами.

5. Неумение влиять на людей. Умелое воздействие на окружающих является как природным, так и приобретенным качеством. Получить необходимую поддержку и участие и со стороны подчиненных, и от других людей, часто является важным условием успеха руководителя. А для этого надо чувствовать психологию, внутренний мир других людей, и уметь на них воздействовать.

Так, по отношению к подчиненным руководитель может отдавать ясные и понятные распоряжения, объяснять способы выполнения заданий, предъявлять четкие требования. Но можно отдавать туманные приказы, пускаться в уговоры, просьбы, заигрывания, прибегать к угрозам. Это два диаметрально разных руководителя.

6. Остановленное саморазвитие. Работа над собой и движение вверх, к высшему мастерству, является жизненной нормой руководителя. Если он достиг определенных успехов, и остановился, «почивает на лаврах», он неперспективен.

Типичные ошибки в управлении допускаются неквалифицированными руководителями. Для лучшего понимания, типичные ошибки руководителей в теории управления иногда формулируется в образной форме. Можно выделить шесть основных управленческих ошибок.Рассмотрим их.

Наказание невиновных. Нередко руководители принимают решения о взысканиях «под горячую руку», не разобравшись в ситуации. В результате наказываются не истинные виновники, а те, чья отрицательная роль определена поверхностно, без должного анализа. Нередко при этом присутствует субъективное отрицательное отношение руководителя к сотруднику.

Поощрение непричастных. Это означает, что в коллективных достижениях не определяется реальный вклад каждого сотрудника, не выделяются ключевые фигуры успеха. В результате, награды получают не те, кто внес наибольший вклад в общий успех, а приближенные к руководителю.

Незрелые решения. Эта ошибка связана с принятием решений на «скорую руку», на основании недостоверной, непроверенной, неполной информации. При этом не учитывается мнение специалистов, не привлекаются эксперты. В результате решение оказывается неудачным, а то и вовсе неверным.

Собственная безгрешность. Часто руководители, особенно авторитарного типа, не признают своих ошибок. Они склонны обвинять в недостатках кого угодно, только не себя. Собственные ошибочные решения они не признают, а в неудачах обвиняют «плохих исполнителей». При этом часть подчиненных соглашается с мнением о том, что руководитель не виноват, а все дело в подчиненных.

Так, в славянском менталитете исторически сложилось мнение о том, что царь хороший, а во всем виноваты бояре. Окружение, мол, обманывает царя, и скрытно обижает народ.

Субъективизм отношений. Некоторые руководители не скрывают свое неодинаковое отношение к подчиненным, делят их на любимчиков и изгоев. Первые пользуются особым расположением, им прощаются все ошибки и неудачи. Других же нередко обвиняют даже в том, в чем их вины нет.

Людей, особо приближенных к крупному руководителю, по исторически сложившейся французской традиции называют «фаворитами».

«Навешивание ярлыков». Иногда руководители оценивают не проступок, а личные качества человека, который его совершил. Иными словами, переходят на личность. При этом частный отрицательный случай обобщается. А негативная оценка конкретного упущения подается как характеристика личности сотрудника – безответственный, неспособный, бездельник и т.д.

Следует отметить, что люди невольно стараются оправдать данные им характеристики. Если человека похвалили, он стремится соответствовать этому. И наоборот. «Если человека долго называть свиньей, он в конце концов захрюкает», – гласит русская народная пословица.

Если руководитель хочет соответствовать современным требованиям, он должен знать типичные ошибки управления, и не допускать их в работе.

Психологические законы управления – это те закономерности и тенденции, которые обязательно проявляются в руководстве в определенных условиях. Знание законов управления позволяет эффективно осуществлять руководство и добиваться успеха.

Законы управления связаны с деловым взаимодействием начальника и подчиненного, и управленческим общением в профессиональной деятельности. Часто они излагаются в образном виде.

В теории управления популярно изложение законов в юмористической форме. Однако, несмотря на юмор, в них высоко содержание истины. Поэтому такие изложения следует воспринимать всерьез. Многие законы имеют своих авторов, по именам которых они и названы.

Отметим самые известные из управленческих законов в юмористической форме.

Закон Хлейда:

«Решение сложной задачи поручайте ленивому сотруднику – он найдет легкий путь».

Закон Ханта:

«У любой великой идеи есть недостаток, равным или превышающий величие этой идеи».

Закон Хенлона:

«Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью».

Закон Хокинса:

«Прогресс состоит не в замене неправильной теории на правильную, а в замене неправильной на неправильную же, но уточненную».

Закон Мейера:

«Усложнять – просто, упрощать – сложно».

Итак , требования к современному руководителю вытекают из задач, и кореллирующих с ними факторов успеха умелого управления. К факторам успеха относятся следующие: работа, как удовольствие; современные подходы в работе с людьми, управленческая подготовка, креативность руководителя.

Выделяют четыре основных вида психологической направленности руководителя: на задачи организации, на персонал, на мнение начальства, на себя. Успешный руководитель направлен на заботу о персонале, на задачи организации.

Современный руководитель должен знать законы управления и учитывать их в своей деятельности.

Опытный руководитель обязан ориентироваться в типичных управленческих ошибках, и не допускать их в своей работе.


Похожая информация.


Английский термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих. Основная задача менеджеров состоит "в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами".

Сущность деятельности менеджера состоит в реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля. Они объединяют усилия: "1) высшего уровня управления с его акцентом на грандиозной картине и больших прибылях, могущественных деятелях и удовлетворении запросов держателей акций; 2) производственников и их прицелом сделать больше, быстрее, дешевле с более удовлетворенными "делателями"; 3) персоналом, занимающимся маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты; 4) финансистов с их любовью к дивидендам, процентам и, прежде всего, балансу; 5) мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать, и 6) рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, чтобы заработать на жизнь и дожить до пятницы, когда выдается жалованье"

Менеджеры выполняют разнообразные роли. Роль – это ожидаемый набор действий или поведения, определяющихся работой. Их классификацию и описание впервые дал Г. Минцберг. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.

К межличностным ролям относятся:

Главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера.
Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности.
Связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Информационные роли руководителя:

1. Приемник информации – разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.

2. Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации.

3. Представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.


Роли руководителя, связанные с принятием решений:

Предприниматель – изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку отдельных проектов.
Устраняющий нарушения – отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывется перед необходимостью важных и неожиданных нарушений.
Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации.
Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.
Исследования подтверждают, что руководителями не рождаются, ими становятся на практике, ежедневно доказывая на деле свое владение искусством управления. Это искусство желательно вначале постичь теоретически, а не методом проб и ошибок. Хотя ошибки неизбежны и в этом случае, но их бывает меньше.

На взгляд Г. Минцберга существует четыре мифа о труде менеджера:

1. Менеджмент быстро становиться наукой и профессией. На самом деле среди менеджеров огромное количество дилетантов, попавших на свои должности случайно, но не желающих их оставить.

2. Взгляд на менеджера как на расудительную счетную машину. На самом деле менеджеры решают задачи за 5-10 минут, мало задумываясь о будущем.

3. Имидж менеджера как человека, все уже спланировавшего, делегировавшего, а потому решающего только важные проблемы. Однако на практике у менеджеров очень много времени уходит на пустяки и представительство.

4. Менеджеры нуждаются в систематизированной и обработанной информации. Фактически они пытаются быстро получить информацию, даже по телефону (менеджеры используют на общение 70-80% времени, нарушают цепочку команд, решают множество вопросов, зачастую не имеющих значение для организации и т.д.).

В зависимости от места в управленческой иерархии выделяют три типа руководителей:

Руководители высшего звена (в бизнесе – председатель совета корпорации, в армии – генерал, в среде государственных деятелей – министр, в университете - ректор). Они определяют миссию организации, ее цели, политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления;

Руководители среднего звена (в бизнесе – начальник отдела, в армии – от лейтенанта до полковника, в университете - декан). Они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Кроме того, они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена;

Руководители низового звена (мастер, сержант, заведующий кафедрой) Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий рабочими и другими работниками. Составляют большую часть корпуса руководителей.

В зависимости от общего влияния на организацию выделяют следующие типы менеджеров:

1. Активный преобразователь – активно воздействует на все процессы управления и стремится преобразовать их в целях повышения эффективности организации на основе новых методов и технологий управления, применения инновационных нестандартных подходов.

2. Исполнитель – ограничивает все свои действия точным следованием указаниям, поступающим от вышестоящих руководителей; любая инициатива подчиненных, с его точки зрения, потенциально опасна.

3. Конформист – безоговорочно признает и выполняет все указания своего руководства (или микрогруппы, имеющей наибольшее влияние в организации), не способен высказать и отстоять свое мнение в интересах компании, изменяет точку зрения в зависимости от чужого мнения.

4. Разрушитель – в силу своей неподготовленности или субъективных интересов разрушает сложившуюся культуру и систему управления организацией, ухудшая ее положение и ускоряя банкротство.

По характеру обучаемости выделяют следующие типы менеджеров:

1. Самообучаемые менеджеры – активно ищут новые знания, стремятся ко всему новому. Легко осваивают новые принципы и концепции. Они – основа успеха любой организации.

2. Не восприимчивые к обучению – не желают обучаться ничему. Достигнув определенного положения, считают для себя зазорным учиться. Хотя сегодня в мире постоянное обучение в области менеджмента – прямая обязанность любого руководителя, невзирая на его положение и возраст. В системе мирового менеджмента не желающих обучаться менеджеров увольняют без малейших колебаний. В России можно спокойно дослужить до пенсии и остаться с той же старой базой знаний. Которая была заложена десятки лет назад. Для России это наиболее широко распространенный тип управленца, это же и одна из главных причин отсталости страны и ее проблем.

Качества, которыми должны обладать эффективные руководители большинство специалистов разделяет на три группы:

Профессиональные;

Деловые.

Среди профессиональных качеств чаще всего выделяют:

Высокий уровень образования, управленческого опыта, компетентности в своей профессии;

Умение планировать работу;

Поиск новых форм и методов работы;

Умение работать в команде;

Умение ладить с другими руководителями;

Cпособность оперативно принимать решения и брать ответственность на себя.

К личным качествам относят:

Физическое и психологическое здоровье;

Обращение с людьми как с личностями, внимательность к ним;

Уверенность в себе и оптимизм;

Способность управлять собой;

Высокие моральные стандарты.

К деловым качествам можно отнести:

Стремление к лидерству;

Коммуникабельность;

Инициативность;

Оперативность в решении проблем;

Упорство в достижении целей;

Открытость для новых идей.

Английские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Дейв Френсис предлагают следующий перечень требований к менеджерам: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

В требованиях к менеджерам формулируется некая модель качеств лидера. Но в жизни чаще всего конкретный лидер не соответствует в полной мере указанным параметрам. И в этом противоречии нет ничего страшного, поскольку любая модель упрощает ситуацию, это некий ориентир при решении проблемы. Реального человека никогда не подогнать под самую совершенную модель.

На разных уровнях управления требования в отношении качеств руководителя неодинаковы.

Если проанализировать специальную литературу по проблеме лидерства, то можно обнаружить, что между учеными нет единого мнения относительно основных качеств руководителя. Более того, прав В. И. Кнорринг, когда утверждает, что если придерживаться мнения об абсолютной необходимости выделяемых качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.

Среди главных качеств лидера В. И. Кноринг отмечает гибкое нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив. При чем вышеуказанные качества определяются не столько природой, сколько упорным трудом и самосовершенствованием.

В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют следующие его признаки:

Ø Волевой – способен преодолевать препятствия на пути к цели.

Ø Настойчивый – умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

Ø Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

Ø Психически устойчив и не даёт увлечь себя нереальными предложениями.

Ø Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

Ø Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

Ø Требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу.

Ø Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

Ø Надёжен, держит слово, на него можно положиться.

Ø Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

Ø Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

Ø Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

Ø Оптимистичен относительно к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

Ø Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя.

Ø Способен менять поведение в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя «включить» нужные качества. Даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатии.

Трудность заключается ещё и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества. Например, руководитель должен уметь:

Ø Широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета.

Ø Понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верными своим принципам.

Ø Не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников.

Ø Принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством.

Ø Не соглашаться, сохраняя нормальные отношения к противникам.

Ø Рисковать и как можно реже ошибаться.

Ø Быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.

Современному руководителю совершенно необходимо быть хорошим психологом. Речь идёт не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеет дело. Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества как:

Ø Степень общительности, т.е. способность поддерживать деловые отношения с партнёрами независимо от их характера.

Ø Манеру поведения, чтобы в известной мере прогнозировать его поступки.

Ø Деловые и профессиональные качества,

Ø И наконец, его потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.

Стили управления

1. Авторитарный – излишнее употребление властью, неумение пользоваться методами управления, нетерпимое отношение к критике, неправильное использование специалистов, неумение прислушиваться к мнению других, поэтому в трудовом коллективе гасится инициатива, создаётся неблагоприятный климат, начинается текучесть кадров, нет социальной удовлетворённости.

2. Демократический – опирается на согласие трудового коллектива в принятии решений, он выдаёт полную информацию, считается с мнением работников, правильно реагирует на замечания, поэтому трудовой коллектив стремиться к самоуправлению и самоконтролю.

3. Либеральный – не вмешивается в дела подчинённых, уклоняется от решений проблем, строит с подчинёнными дружеские отношения.

6. Улаживание конфликта

При помощи административных способов воздействия

Улаживание деловых конфликтов может производиться при помощи сугубо административных способов, которые может применить руководитель.

Разъяснение требований. Руководитель стремится как можно более чётко сформулировать условия выполнения задания: что конкретно необходимо сделать и кто персонально является ответственным за работу. Такой способ регуляции конфликтов эффективен в тех случаях, когда подчинённые обладают опытом и дисциплинированностью. Если же сотрудники не обладают необходимым уровнем профессионализма, данный способ регулирования конфликта может и не дать результата.

Формулирование задания. Среди подчинённых – люди различного склада характера, неодинакового уровня знаний и опыта, имеющие разное отношение к работе и самому руководителю. При выдаче производственного задания необходимо учитывать эти моменты.

«Прошу Вас». Руководитель формулирует задание в виде просьбы и пожелания, основываясь на объективной необходимости его выполнения. Предполагается, что подчинённый является исполнительным, обязательным и любит своё дело. Данная форма выдачи задания приемлема во взаимодействии с высококлассными специалистами, добросовестно относящимися к своей работе.

«Я бы советовал поступить таким образом». Здесь применяется мягкая форма личного влияния на подчинённого. Такая форма выдачи задания может быть эффективной только у опытного руководителя, имеющего в коллективе непререкаемый авторитет. В такой форме следует взаимодействовать с исполнительными подчинёнными, имеющими недостаток опыта и профессиональных знаний, например, молодыми специалистами или сотрудниками, по тем или иным причинам имеющими продолжительный перерыв в работе.

«Вам поручается выполнить». Задание формулируется с достаточной долей личного влияния руководителя. В такой форме следует выдавать задания в ситуации высокой ответственности, ограничениях во времени выполнения задания.

«Я приказываю Вам». Руководитель применяет своё административное влияние и нажим. Предполагается тщательный контроль. Такая форма выдачи задания эффективна для необязательных работников, не склонных к соблюдению строгой дисциплины.

«Я категорически приказываю Вам выполнить данное задание. В случае невыполнения в отношении Вас будут приняты следующие меры…». Данная форма выдачи задания применяется для нарушителей трудовой дисциплины. Предусматривается жёсткий регулярный контроль.

Система наказания и вознаграждения. В сфере деловых взаимодействий эффективны распоряжения и приказы руководителя о лишения провинившегося сотрудника премии. А в качестве вознаграждения за успешную работу – благодарность, различные способы материального поощрения, повышения по службе.

Формула отрицательной оценки. С тем чтобы отрицательная оценка действий подчинённого была эффективной, высказывание руководителя должно содержать четыре основные части.

Первая часть: фиксация общей положительной оценки сотрудника как работника и человека.

Вторая часть: формулирование критической оценки.

Третья часть: признание того, что сотрудник является хорошим профессионалом, несмотря на то, что он допустил ошибку.

Четвёртая часть: выстраивание позитивной перспективы на будущее.

Эффективность управления, а отсюда и эффективность работы организации, во многом определяется компетенцией руководителей и их личными качествами.

Чтобы выполнять сложные функции и функции по управлению организацией, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использования их в повседневной работе.

Им необходимо обладать соответствующими профессиональными знаниями и умениями, способностью работать с людьми и управлять самими собой, иметь специфические личностные качества, вызывающие доверие со стороны коллег и подчиненных.

Можно выделить ряд требований к личности и профессиональной компетенции руководителей в энергетическом производстве:

Профессиональные знания в данной отрасли;

Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;

Знание экономики энергетического производства;

Знание социально-психологических методов управления персоналом;

Организаторские способности;

Постоянное саморазвитие;

Высокое чувство долга и преданности делу;

Порядочность и честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

Уважительное и заботливое отношение к людям в организации, особенно к своим подчиненным;

Способность критически оценивать свою деятельность, умение делать правильные выводы;

Способность быть учителем и воспитателем;

Умение налаживать внешние связи организации;

Умение взвешенно использовать властные полномочия;

Быть лидером в коллективе.

Умение пользоваться властью имеет очень большое значение. Власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих людей и их поведение с целью подчинения их своей воле. Власть может быть формальной и реальной.

Формальная власть - это власть должности: обусловлена официальным местом обладающего ею лица в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которые находятся в распоряжении данного должностного лица.

Реальная власть - это власть как должности, так и влияния и авторитета должностного лица: обусловлена местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений и может измеряться числом людей, которые готовы добровольно подчиняться данному лицу, а также степенью зависимости от него окружающих.

Каждый руководитель имеет (выбирает) определенный стиль руководства - это совокупность своеобразных приемов управления, манеру повседневного поведения руководителя по отношению к подчиненным. В стиле руководства вырабатываются способы влияния на подчиненных. Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Стиль руководства, который вполне оправдал себя в одних условиях, может оказаться неприемлемым в других. Различают, как правило, четыре стиля руководства:

Демократический (коллективистский, партнерский) - уважение к подчиненным, минимальное участие руководителя в принятии решений, стремление приобрести авторитет путем предоставления

подчиненным льгот и послаблений, перекладывание ответственности за неудачи в работе на других;

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) - с одной стороны, сверхдемократичность, с другой - минимум контроля, вследствие чего принятые решения не выполняются, результаты работы низкие, психологический климат в коллективе неблагоприятный, конфликтный;

Ситуативный - гибко учитывается уровень развития подчиненных и коллектива в целом, эффективность руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Никакой стиль руководства не выступает в чистом виде.

Различные стили могут использоваться в разных сочетаниях в зависимости от обстоятельств.

Реальный стиль конкретного руководителя - это всегда некая комбинация из множества стилей, но, конечно, с преобладанием одного из них. Следует сказать, что выбор оптимального стиля в диапазоне «авторитарность - демократизм» - задача непростая. В каждом конкретном случае хорошим окажется руководитель, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо знать способности подчиненных, возможность выполнения стоящей задачи, свои способности и полномочия. В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, что потребует иного способа воздействия на подчиненных, т.е. изменения стиля руководства.

Руководитель должен быть лидером. Лидерство - это способность активизировать людей в организации, умение показать пример для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации. Таким образом, лидерство является искусством. Эффективным оказывается тот руководитель, который способен при необходимости корректировать свой стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. Лидер воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новому, пройти сложный этап изменений в организации. Лидеры способны добиться большего в организации за счет подбора команды людей, которые понимают и разделяют их взгляды, обладают и умеют пользоваться своими эмоциями и интуицией.

Лидером может быть любой человек в организации, а не только те, кто ею управляют. Лидерство может проявляться и на самых нижних уровнях иерархии; лидерами могут быть и мастер, и бригадир, и рабочий, которые своим отношением к работе и к людям служат образцом для подражания.

Контрольные вопросы

1. Какое понятие: «управление» или «менеджмент» является более общим и почему?

2. Что такое управление?

3. Что такое субъект управления и кто является субъектом управления?

4. Что такое объект управления и что является объектом управления?

5. Дайте определение и раскройте понятие менеджмент.

6. Структура науки об управлении.

8. Что такое вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда?

9. Управленческие отношения, их виды. Формальные и неформальные управленческие отношения.

10. Раскройте понятия: «руководитель», «специалист», «вспомогательный работник».

11. Какими качествами должен обладать руководитель?

12. Какова должна быть компетенция руководителя?

13. Стили руководства.

14. Что такое власть?

15. Кто является лидером в коллективе?

Читайте также:
  1. I. Квалификационные требования, предъявляемые для замещения высших должностей муниципальной службы
  2. Виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  3. Вопрос №59. Специальные требования, предъявляемые к рекламе.
  4. Информация: определение, функции, требования, классификации
  5. К) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  6. Кадры управления и их роль в системе менеджмента. Требования, предъявляемые к ним.
  7. Лестницы и пандусы, их назначение и предъявляемые к ним требования, области применения.
  8. Методы обнаружения, фиксации следов ног и основные требования. Предъявляемые к их реализации
  9. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.

Руководитель – это должностное лицо, наделенное реальной властью, имеющее в своем подчинении определенное количество работников и обладающее правом принятия решений по вопросам, относящимся к сфере интересов соответствующего управленческого органа.

Руководитель решает, что и как делать, и несет за это соразмерную ответственность. Реализуя свое право принимать решения, руководитель получает возможность воздействовать на функционирование управляемого объекта.

Критерии оценки кандидата на руководящую должность:

С точки зрения добросовестности.

С политической позиции.

С точки зрения знания дела.

С точки зрения администраторских способностей.

Деловые качества – есть симбиоз компетентности и организаторских способностей, позволяющих находить адекватный ситуации путь по достижению целей организации.

Качества, необходимые руководителю:

1. Умение приспосабливать руководимую систему к внешней среде.

2. Компетентность, наличие достаточного и признанного полезным опыта работы в определенной сфере.

3. Способность выявлять, предугадывать тенденции развития системы, организовывать, мотивировать, направлять, координировать и контролировать деятельность подчиненных.

4. Нравственные достоинства – честность, правдивость, скромность, простота, высокая требовательность к себе и другим, чувство долга и ответственности, непримиримость к недостаткам.

5. Единство слова и дела, оперативность и гибкость, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения, инициативно и настойчиво добиваться их исполнения путем соответствующих воздействий на подчиненных.

6. Знание человеческой психологии, способов срабатываться с людьми и формировать целеустремленный коллектив с высоким творческим потенциалом.

7. Стремление к аргументированному распределению функций между сотрудниками, объективная оценка результатов деятельности – своей и сотрудников.

8. Справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, дар завоевывать их доверие и симпатию, создавать настроение в коллективе.

9. Умение правильно организовать свою работу, распределять время на решение текущих и перспективных задач, формировать условия для спокойной, благоприятной работы коллектива.

10. Проявление заботы о повседневных нуждах коллектива и отдельных работников, всемерном поддержании их здоровья и работоспособности.



Требуемые качества руководителя можно объединить в группы, в зависимости от выполняемых руководителем основных функций: (см. лекция "Введение").

Руководитель – администратор.

Социальный лидер (руководитель).

Интеллектуальный центр.

Необходимость ума для руководителя объективна, т.к. «Все понимающий разум обычно отличается миролюбием и снисходительностью, а глупость и невежество воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах».

Научное мышление предполагает склонность к анализу и синтезу, умение отделять существенное (главное) от несущественного (второстепенного), рассматривать явление как целое, как систему и т.д.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные