История "Ленина": рождение атомного ледокольного флота. Атомный ледокол "Ленин" ч.2: виды внутри Создание ледокола ленин

Использование атомных ледоколов

Российский атомный ледокол «Ямал» с нарисованной на носу акульей пастью

Ледокол Сибирь

По информации Счётной палаты, «Ледокол „Сибирь“ выведен из эксплуатации с 1992 года по причине большого количества негерметичных секций парогенераторов и невозможности эксплуатации реакторной установки № 2 без замены внутренних парогенераторов. Из реакторов № 1 и № 2 выгружены активные зоны в ноябре 1995 года и в январе 1996 года соответственно, при этом наработка реакторов № 1 и № 2 на момент вывода из эксплуатации была ниже нормативной.» В 2009 году запланирована утилизация атомного ледокола.

Ледокол Ямал

Ледокол «Ямал» в июле-августе специализируется на туризме, совершив уже более полусотни походов на полюс, и был первым ледоколом, достигшим Полюса Недоступности в рейсах 1996 года (29.07.1996 и 12.08.1996).

Ледокол 50 лет Победы

Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» - атомный ледокол «50 лет Победы». Был заложен в 1989 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге под названием «Урал». Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в 2006 году и достраивался до весны . Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле .

Ледоколы класса «Таймыр»

В 1989-1990 годах в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина - 151 м, ширина - 29 м.

Ледоколы в филателии

Инфраструктура

Для работы атомных ледоколов используются суда поддержки:

  1. Топливные суда, используемые для дозаправки:
    • «Лотта».
  2. Топливное судно для перевозки ядерного топлива:
  3. Вспомогательные суда:
    • «Володарский» - перевозка твёрдых грузов,
    • «Серебрянка» - танкер,
    • «Роста-1» - мониторинг и контроль за радиационным фоном.

Как правило, ледоколы стараются проламывать лёд там, где он тоньше всего, чтобы не попасть в ледяные ловушки. В 1970-х и 80-х годах для исследования толщины льда использовались специальные самолёты. В наши дни для этого используются спутниковые системы.

Эксплуатация

Незаменимость атомного флота особенно отчетливо показала навигация 1983 года , когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. "Polarstern" ). В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».

Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт г. Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работала в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны . До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысяч 400 миль.

Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.

Арктический туризм

С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс . Круиз, длящийся три недели, стоит $25 000. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году . С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз» . Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал» . На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция.

Примечания

Ссылки

  • The Arctic Job . English Russia (30.09.2009). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 10 июля 2010.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» Кузнецов Никита Анатольевич

«Ленин» – первый атомный ледокол

Вторая половина XX века прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной. Вскоре ученые и инженеры начали задумываться о применении атомной энергии на кораблях и судах, что было особенно актуальным для ледоколостроения. Неограниченная автономность и сверхмалый расход топлива позволяли сделать вывод о том, что будущее арктического ледокольного флота – за атомными ледоколами.

Неудивительно, что первый в мире атомный ледокол был создан в СССР – государстве, обладавшем наиболее значительными арктическими территориями.

Проект ледокола, получивший индекс 92, разрабатывался Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) – 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») в 1953–1955 гг. Главным конструктором был В. И. Неганов, разработкой энергетической установки руководил И. И. Африканов. Формы обвода корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Института Арктики и Антарктики. В создании атомохода, который был заложен 25 августа 1956 г. на Ленинградском судостроительном завод имени А. Марти (ныне входит в Адмиралтейское объединение), участвовали более 500 предприятий страны. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы – на Харьковском электромеханическом, гребные электродвигатели – на ленинградском заводе «Электросила».

Основные данные атомного ледокола «Ленин»: длина 134 м, ширина 27,6 м, высота борта 16 м, осадка 10,5 м, водоизмещение 16 800 т, мощность энергетической установки (в которую входили 3 реактора водо-водяного типа, парогенераторы, паровые турбины, электрогенераторы и гребные электродвигатели) 44 000 л. с., скорость 19,6 узлов, экипаж 210 человек.

Атомный ледокол «Ленин», 1985 г. Фото М. Курносова

5 декабря 1957 г. судно спустили на воду. Осенью 1959 г. ледокол прошел ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке атомохода в эксплуатацию. 29 апреля 1960 г., после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел в порт приписки Мурманск, куда прибыл 6 мая. В июне завершились ледовые испытания, которые показали, что ледокол может преодолевать льды толщиной до двух метров со скоростью 2 узла. После этого началась работа «Ленина» в Арктике. С момента спуска на воду и до 1961 г. первым атомоходом командовал знаменитый полярный капитан П. А. Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации – Б. М. Соколов.

Атомный ледокол «Ленин». Вид сбоку в разрезе

Первая арктическая навигация атомохода «Ленин» началась 19 августа 1960 г. и продолжалась 3 месяца и 10 дней. Ледокол прошел более 10 тысяч миль, обеспечив проводку 92 судов.

В сентябре 1961 г. ледокол вышел в свое второе плавание. Пробившись через льды в Чукотское море, 14 октября судно доставило на льдину к северу от острова Врангеля грузы и экипаж новой дрейфующей станции СП-10, после чего в условиях полярной ночи выставило у кромки многолетних паковых льдов дрейфующие автоматические радиометеостанции.

В июне 1962 г. ледокол в необычайно ранние сроки совместно с ледоколом «Ленинград» взломал перемычку в Енисейском заливе, что позволило четырем лесовозам уже 27 июня пройти в порт Игарка. В дальнейшем «Ленин» ежегодно участвовал во взламывании ледовых перемычек в Енисейском заливе, пробивал канал через льды пролива Вилькицкого, что позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель.

Историческая встреча ледоколов двух поколений: «Ермака» и первого атомного ледокола «Ленин»

Эксплуатация столь сложного технического сооружения не обходилась без происшествий. После 25 000 часов эксплуатации ядерной энергетической установки в феврале 1965 г. произошла авария: из-за ошибки операторов активная зона реактора на некоторое время была «обезвожена». Из-за этого разрушились 60 % тепловыделяющих сборок. Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 г. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

В 1966 г. было решено заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Буксировать «Ленин» в Ленинград не стали, чтобы не привлекать внимания общественности Скандинавии, и поручили модернизацию крупнейшему северодвинскому заводу «Звездочка», который успешно справился с задачей. В 1967–1969 гг. во время частичной модернизации вместо трехреакторной установки на нем была смонтирована двухреакторная, но значительно большей мощности.

В 1970 г. атомоход «Ленин» возглавил эксперимент по продлению навигации в западном районе Арктики, в котором участвовало несколько ледоколов. В ноябре он провел через льды Карского моря дизель-электроход «Гижига», который доставил в Дудинку 4127 т грузов для Норильского комбината, а в декабре провел то же судно в Баренцево море с грузом 6039 т медно-никелевой руды. Это положило начало продлению навигаций в Карском море, которые через 9 лет стали круглогодичными.

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 г. атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина, а большая группа членов экипажа удостоена государственных наград.

Атомный ледокол «Ленин»

В марте-апреле 1976 г. состоялся первый экспериментальный рейс атомохода «Ленин» совместно с теплоходом «Павел Пономарев» к берегам полуострова Ямал по доставке грузов геологам – разведчикам нефти и газа. Навигация 1976 г., начавшаяся с этого нелегкого похода, продолжалась для ледокола 11 месяцев.

Очень сложной была навигация 1983 г., когда в восточном районе Арктики создалась тяжелая ледовая обстановка. Только в январе следующего года атомоход «Ленин» смог вернуться в порт приписки Мурманск.

В 1989 г. атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Ледовая обстановка была напряженной. Все лето ледокол работал на проводке судов через пролив Вилькицкого и в море Лаптевых вместе с ледоколами «Москва», «Таймыр» и атомоходом «Сибирь». За эту навигацию им было пройдено 20 955 миль, из них 20 369 миль – во льдах. Вместе с другими ледоколами атомоход провел 185 судов, обслужил 8 полярных станций.

Всего же за 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел 654 400 миль (560 600 из них – во льдах), провел 3740 судов, участвовал в спасении и выводе из ледового плена дизельных ледоколов «Мурманск», «Капитан Белоусов» и др. После вывода из эксплуатации «Ленин» 20 лет простоял в Мурманске. 5 мая 2009 г. ледокол поставлен на вечную стоянку на территории морского вокзала в Мурманске в качестве музея.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Невидимое оружие ГРУ автора Болтунов Михаил Ефимович

«Атомный подарок» Никиты Хрущева Карибский кризис и имя Никиты Хрущева связаны воедино на века. Иначе, конечно и быть не может. Но вот мнение, утвердившееся сегодня, что в разжигании карибского противостояния США и СССР виноват только Никита Хрущев вряд ли можно принять.

Из книги XX век. Исповеди: судьба науки и ученых в России автора

Из книги Полигоны, полигоны… Записки инженера испытателя автора Вагин Евгений Владимирович

Из книги Откровения Виктора Суворова - 3-е издание, дополненное и исправленное автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

1949 год. Первый атомный взрыв на полигоне УП-2 С весны 1949 года поползли слухи, что предстоит поездка на полигон куда-то в Среднюю Азию. Действительно, началось оформление людей, составлялись списки оборудования, которое предстояло взять с собой. Комельков B.C. тщательно

Из книги Окна из будущего автора Губарев Владимир Степанович

«Ледокол» - «Ледокол» - самая известная книга Виктора Суворова. Она обеспечила ему всемирную славу, но и вызвала больше всего протестов. «Ледокол» расколол на два лагеря не только российскую, но и мировую историческую науку, полностью перевернул привычные

Из книги Происхождение партократии автора Авторханов Абдурахман Геназович

Страница истории А БЫЛ ЛИ ЭТО АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? Документы "Атомного проекта СССР" открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года.

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Страница истории А БЫЛ ЛИ АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб! "Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска) Сов. секретно (Особой

Из книги Супербомба для супердержавы. Тайны создания термоядерного оружия автора Губарев Владимир Степанович

ТОМ ПЕРВЫЙ. ЦК и Ленин

Из книги Бойня 1939–1945 [Не Вторая Мировая, а Великая Гражданская!] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 10 Дальневосточный ледокол Последствия этого для Запроливья, а затем и для всей Империи страшно представить. А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом» 1 июля 1937 г. «дальневосточный ледокол» начал свою работу - Япония открыла военные действия против Китая и за первые

Из книги Выстрел по «Ледоколу». Как Виктор Суворов предавал «Аквариум» автора Кадетов Александр

«Атомный проект № 2» Наш разговор с Генеральным директором Горно-химического комбината начался так:- Представьтесь, пожалуйста, - попросил я. П.М. Гаврилов- Гаврилов Петр Михайлович. Родился в Томске-7 в 60-м году. Мои родители приехали строить этот город. Закончил

Из книги Маршал Берия. Штрихи к биографии автора Гусаров Андрей Юрьевич

Глава 1 Неуправляемый «Ледокол революции» Жаба - это дегенерировавшая лягушка. Почему она дегенерировала? Наверное, употребляла в пищу вредные для нее элементы. А. Гитлер (из застольных бесед) Готовил ли Гитлер нападение?План нападения Третьего рейха на СССР начали

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

5. Лже-«Ледокол» Солнце в небе ласково сияло, Плыли кучевые облака, От «Столичной», что в тени стояла, Мы лишь треть отмерили пока. Рыжий кот, что грелся с нами рядом, Съев кусок одесской колбасы, Как звезда военного парада, Хвост подняв и навострив усы, Не спеша

Из книги Атомная бомба автора Губарев Владимир Степанович

Глава 9. Атомный проект. 1941–1953 годы Руководство народным хозяйством, вернее, его частью, выпавшее на долю Берии в военное время, показало его как великолепного управленца в кризисной ситуации. Это был тот опыт, цену которому сложно измерить мерками мирного, а тем более

Из книги автора

Атомный флот После Второй мировой войны Риковер быстро оценил стратегический потенциал атомного флота и посвятил себя его созданию. Ему, в частности, было ясно, что атомные подводные лодки по дальности плавания и другим возможностям могут существенно превосходить

Из книги автора

«А был ли это атомный взрыв?» Документы «Атомного проекта СССР» открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года. Позже Берия

Из книги автора

«А был ли атомный взрыв?» (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если бы 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб?!«Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска)Сов. секретно (Особой

Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

1. Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз - контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола - 21 120 тонн, осадка - 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ - управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем - за более чем 30-летнюю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» - сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) - первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера . Это обусловлена тем, что все северные границы государства — морские и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами , за исключением части Баренцева моря.

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью , по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай.

До 1960-х годов навигация в Северном Ледовитом океане была три — три с половиной месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике .

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные ледоколы второго поколения "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе "Залив" был создан лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" (Wartsila) в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовались советские оборудование (силовая установка) и сталь. "Таймыр" был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" — 25 июля 1990 года. Благодаря уменьшенной осадке они могли обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек .

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил ("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" и пять судов технологического обслуживания.

Остальные атомоходы выработали свой технический ресурс и выведены из эксплуатации ("Ленин" в 1989 году, "Сибирь" в 1992 году , "Арктика" в 2008 году , "Россия" ). В 2017 году было принято решение утилизировать атомоход "Советский Союз", хотя ранее .

У действующих российских атомных ледоколов были выполнены работы по продлению срока эксплуатации реакторных установок. Эксплуатацию атомохода "Вайгач" намечено завершить на рубеже 2023-2024 годов, "Таймыра" — в 2025-2026 годов, "Ямала" — 2027-2028 годов. Завершение эксплуатации атомного ледокола "50 лет Победы" отнесено за 2035 год.

Вместо выбывающих атомных ледоколов в строй войдут строящиеся сейчас более совершенные, проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал".

Ледоколы проекта 22220 имеют, кроме ядерной установки, электродвигательные системы, что значительно удешевляет его эксплуатацию и облегчает работу экипажа. Реакторы работают не только на паровые турбины, которые в свою очередь вращают гребные валы, они выступают в роли электростанций, подающие ток всем потребителям судна, в том числе и двигателям. И этим они . Ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Новые корабли , перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция судна с регулируемой глубиной погружения позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

"Арктика" и "Сибирь" уже спущены на воду, а "Урал" . "Арктику" планируется сдать в первой половине 2019 года, "Сибирь" и "Урал" — .

Кроме того, готовится проект нового, еще более мощного российского атомного ледокола 10510 "Лидер" мощностью 120 мегаватт. Основными задачами новых атомоходов-лидеров должны стать обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и .

Без современных ледоколов невозможно решение многих социально-экономических задач, которые стоят перед Россией в Арктике. Это включает в себя развитие Крайнего Севера, реализацию нефтегазового потенциала арктического шельфа России, проведение геолого-разведочных работ по исследованию арктических шельфовых районов, обустройство месторождений и всей обслуживающей инфраструктуры, а также эффективную эксплуатацию и вывоз добытой продукции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 дек — РИА Новости, Анна Юдина. День атомного ледокольного флота России не случайно отмечается 3 декабря. Ровно 53 года назад, в 1959 году, в этот день был поднят флаг на судне, которому суждено было стать вторым легендарным ледоколом после "Ермака", о котором знал весь мир. "Ленин" — первенец, "дедушка" атомного ледокольного флота, первый атомный — как только его не называют, стремясь подчеркнуть ту значительную роль, которую он сыграл в развитии мирного атома в России.

Погружение в историю

Музей Адмиралтейских верфей — небольшое красное здание, которое не найдешь без проводника на огромной заводской территории. Внутри — чисто, тепло, на первом этаже царит полумрак. Натыкаясь на стенды с портретами Петра Первого и рисунками парусников, которые 300 лет назад делали мастеровитые петербургские корабелы, прохожу вместе с заведующей музеем Еленой Поликарповой на второй этаж. Там — история 20 века в разнообразных макетах: от бронированных крейсеров и знаменитых "щук" (торпедных дизель-электрических подлодок проекта Щ — ред. ) до современных титановых глубоководных аппаратов и газовозов-гигантов.

— Из ветеранов, участвовавших в строительстве "Ленина", уж не осталось никого в живых, — вздыхает Елена Викторовна. — Сами посудите — прошло почти 60 лет со времени закладки, а с разработки проекта — и того больше. Если и есть сейчас глубокие старики, которые помнят "Ленин" стоящим на стапелях, то тогда это были, должно быть, совсем молодые разнорабочие. "Отцы-основатели", допущенные к проекту, ушли уже давно.

В музее верфей "Ленину" посвящено всего два стенда и красивый, тщательно исполненный макет около метра в длину и сантиметров 50 в высоту. В архивах бережно хранят проектную документацию — так называемый техпаспорт судна. Это толстенная книга, где тщательно прописаны все параметры корабля, дан его подробный чертеж, марки металла, запчасти и так далее. Такой документ есть у каждого судна, корабля, подлодки, вот только стоит на нем, как правило, аббревиатура ДСП, то есть "для служебного пользования".

— Это был проект, намного опередивший свое время. Почему первый ледокол отдали строить именно адмиралтейцам, а не Балтзаводу, находящемуся на противоположном берегу Невы? На этот счет есть разные версии. Одна из них гласит, что технология строительства верфей была на тот момент менее затратной для советского правительства. Для послевоенного десятилетия вопрос цены в стране был немаловажным, — рассказывает Поликарпова.

Как рождался "дедушка"

Можно сказать, что "Ленин" был в каком-то смысле детищем "холодной войны", развернувшейся тогда между СССР и США, рассказывает Герой Социалистического труда, знаменитый полярник Николай Корнилов. Арктика всегда приковывала к себе внимание ведущих держав и прежде всего — даже не как поле для научных исследований, а как территория для возможного размещения баз военной авиации, подлодок — словом, как можно ближе к берегам противника.

— Ведь когда была высажена СП-2 («Северный полюс-2» — вторая советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Работала со 2 апреля 1950 года до 11 апреля 1951 года под руководством Михаила Сомова — ред. ), то про нее вообще ничего не говорили и не писали. Это потому, что параллельно с учеными там работали военные, — поясняет Николай Александрович.

"Ленин", конечно же, не был военным судном. И цели у него были все-таки мирные — проводка судов во льдах, помощь тем, кто застрял в ледовом плену на трассах Севморпути. Само словосочетание — "мирный атом", пожалуй, укрепилось в сознании людей именно благодаря ему.

По словам Поликарповой, разработкой "Проекта 92" в начале 50-х занималось ленинградское ЦКБ-15 (ныне ЦКБ "Айсберг"). Почему именно 92? Именно такой номер в таблице Менделеева носит уран — основа ядерного топлива. (Позднее, когда "Ленин" пришел в Мурманск на работу, там была создана "База 92", которая через полвека превратилась во ФГУП "Атомфлот" — ред. ).

"Главным конструктором проекта являлся Василий Неганов. Под руководством выдающегося ученого Игоря Африкантова проектировалась атомная установка. Форма обводов корпуса отрабатывалась в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы для ледокола строил Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели — ленинградский завод "Электросила", — рассказала Поликарпова.

"Ленин" был заложен на Южном стапеле Адмиралтейских верфей (на знаменитом Галерном островке, расположенном между двумя рукавами реки Фонтанки при впадении ее в Неву — ред. ). Спустя полвека (в 2009 году) с этого же самого стапеля спустили танкер-гигант "Кирилл Лавров", длина которого в два раза превышала длину "дедушки" атомного ледокольного флота.

© Фото: из архива музея ОАО «Адмиралтейские верфи»

Всего около 300 предприятий и НИИ участвовали в создании первого атомохода. В книгах по истории создания "Ленина" авторы часто приводят различные цифры и факты: 70 тысяч деталей, общая длина сварных швов более 6 тысяч километров (приблизительно как расстояние от Москвы до Владивостока), апробация новой методики сборки крупногабаритных деталей по масштабному плану, фотопроекционный метод разметки деталей корпуса. Проще говоря, проект был новым, сталь для него была тоже новой (сверхпрочной), строить нужно было в сжатые сроки, поэтому и размечать будущие детали, и резать для них металл, и сгибать его, и собирать из частей одно целое приходилось новаторскими способами.

"Ленин" был настолько большим по тем временам, что даже со стапелей его спустили при помощи специальных понтонов — чтобы корпус весом в 11 тысяч тонн не "зарылся" в дно Невы при сходе со спусковых дорожек, которые оказались коротковаты.

— Собирали "Ленин" под открытым небом — ни в один цех такой богатырь просто не влез бы. Жилую надстройку собирали отдельно и опускали по частям на уже готовый корпус, — поясняет Поликарпова.

Спуск на воду состоялся 5 декабря 1957 года, сразу после полуденного выстрела пушки на Петропавловской крепости, а в сентябре 59-го атомоход вышел на испытания в Финский залив, чтобы 3 декабря 1959 года войти в строй советского флота. Первым капитаном "Ленина" стал Павел Пономарев.

Первые годы жизни

— С 1954 по 1961 годы я работал в Тикси, там и слышал о "Ленине", и познакомился с его вторым капитаном, Борисом Макаровичем Соколовым, именно в тех краях. Борис Макарович ходил на "Ленине" сначала капитаном-дублером Пономарева, а потом (в 1962 году — ред. ) возглавил экипаж, — продолжает рассказ Николай Корнилов.

Первая арктическая навигация "Ленина" началась в 1960 году. Уже тогда возникли первые проблемы с ледовыми ящиками. Это специальные устройства по приему забортной воды для охлаждения энергетической установки, принципиальные для безопасной и эффективной работы любого ледокола, особенно атомного. Ледовые ящики "Ленина" оказались расположены слишком высоко и постоянно забивались ледяным крошевом, оставляя атомоход без охлаждения.

— Конечно, не все было гладко с его эксплуатацией, пришлось и ящики переделывать, и еще много чего дорабатывать. Но мы даже ядерной установки совершенно не боялись, когда ходили в рейсы. Не было у нас страха, — подчеркнул Корнилов.

Аварии на энергетической установке "Ленина" были, но, к счастью, всегда обходилось без жертв. Самый известный ныне факт — течь в трубопроводах реакторной установки в 1967 году, которая закончилась существенным повреждением реактора, пишет Владимир Блинов в книге "Ледокол "Ленин". Первый атомный".

Изначально на атомоходе было три реактора. В 1967-70 годы в Северодвинске на нем провели уникальную операцию, аналогов которой до сих пор нет: вырезали, а затем "выбили" направленными зарядами центральный отсек с неисправной реакторной установкой, составлявшей четверть веса ледокола. Затем реакторный отсек отбуксировали к Новой Земле и затопили в обстановке строжайшей секретности.

После этого мирный атом ни разу не подводил "дедушку" ледокольного флота: на "Ленине" была смонтирована двухреакторная установка ОК-900, которая, с небольшими изменениями, впоследствии была установлена на все атомоходы следующего поколения (тип "Арктика").

Работа с полярниками

Высадка дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс-10" (СП-10) была первой в истории высадкой станции с судна (ледокола). До этого только на СП-1 использовались суда, да и то при эвакуации станции.

— Это сейчас высадка дрейфующих станций с атомного ледокола — дело привычное, — рассказывает Николай Корнилов, — а в 1961 году, когда стало известно, что мы будем дрейфовать на СП-10, идея высадки станции с атомохода была внове.

СП-10, начальником которой и стал Николай Александрович, должны были высаживать осенью, так как весной 1961 года разрушилась льдина с СП-9 и на смену ей нужно было срочно искать новую льдину и организовывать станцию.

— В августе 61-го года я впервые в жизни увидел "Ленин" в Мурманске, куда мы с начальником высокоширотной экспедиции "Север-13" Дмитрием Максутовым прибыли, чтобы участвовать в подготовке к рейсу. Да, впечатление ледокол произвел положительное, что и говорить. Мы его обошли сверху донизу, — улыбается Корнилов.

К своей первой научной задаче атомоход был подготовлен более чем хорошо: пока он шел к месту высадки, полярники собрали на вертолетной площадке семь домиков, чтобы не терять на льдине время.

— Мы с собой тащили 510 тонн солярки — запас на два года, чтобы спокойно дрейфовать. По сравнению с самолетами высадка с ледокола не идет, конечно, ни в какое сравнение — все доставляется на место сразу. Правда, некоторая теснота была — ребята (полярники) спали в спортзале, я на диване у старшего механика притулился. Да еще 13 корреспондентов с нами ходили в тот рейс, — вспоминает Корнилов.


© Фото: из архива музея ОАО «Адмиралтейские верфи»

Льдину для высадки станции ледоколу помогал искать самолет ледовой разведки. Нашли хороший паковый лед (многолетний лед толщиной не менее трех метров — ред. ), но при этом опасались, что ледокол может не рассчитать маневр при подходе и расколоть нужную площадку, отметил Корнилов. Однако опасения оказались напрасными: СП-10 была открыта 17 октября 1961 года и просуществовала до 29 апреля 1964 года, отработав три смены.

С тех пор "Ленин" бесперебойно трудился 30 лет — до 1989 года. В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Именно "Ленин" впервые отработал без перерыва больше года (13 месяцев) в Арктике. Он смог преодолевать на постоянном ходу льды, которые раньше считались непроходимыми для дизельных ледоколов.

"Ленин" на пять лет превысил положенный по проекту срок эксплуатации, пишет Владимир Блинов. За это время он провел за собой во льдах Арктики 3741 транспортное ледокольное судно, пройдя более 654 тысяч морских миль (в том числе 563,6 тысяч — во льдах). Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.

— Если говорить о последующих судах с ядерной энергетической установкой, которые делал уже Балтийский завод, то, безусловно, они вобрали в себя все то лучшее, что было наработано при создании и эксплуатации "Ленина". Первый атомный породил целое направление в отечественном судостроении. Без атомоходов присутствие СССР, а затем и России в Арктике не было бы столь очевидным. И кстати, роль Петербурга, как конструкторского и строительного центра страны, в данном случае также трудно переоценить, — подытожила Елена Поликарпова.

После того как "Ленин" был выведен в отстой, над ним нависла угроза утилизации. Однако ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его от уничтожения. Госкорпорация "Росатом", которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска. С тех пор "Ленин" превратился в один из символов столицы Заполярья, фактически являясь музеем атомного флота, однако официально до сих пор не получил этот статус.

И напоследок

Со времени постройки, ходовых испытаний и поднятия флага "Ленин" так никогда больше и не вернулся на Балтику — к родным ленинградским берегам. Это сделали его "внуки" и "правнуки" — атомоходы "Вайгач", "Россия" и "50 лет Победы", которые в 2011 и 2012 году впервые в истории Атомфлота пришли работать в Финский залив.

…Сейчас на Южном стапеле, с которого более чем полвека назад сошел в воду первенец атомного ледокольного флота, ничто не напоминает о том декабрьском дне, когда вся прилегающая к нему территория Адмиралтейских верфей была буквально запружена людьми, приветствовавшими невиданное судно. Только латунная таблица, прикрепленная к стене цеха, гласит: "На этом стапеле заложен 28.08.56 и спущен на воду 5.12.57 первый в мире атомный ледокол "Ленин".



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные