Ответственность за нарушение нормативов по охране труда. Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

КоАП РФ Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Российским законодательством предусмотрено четыре вида ответственности работников за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности:
- дисциплинарная;
- материальная;
- административная;
- уголовная.
Ответственность определяют следующие федеральные законы:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации”;
Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Дисциплина труда и трудовой распорядок организации

Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка организации - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации согласно ст. 372 Трудового кодекса.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Виды дисциплинарных взысканий

Работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания за совершение работником дисциплинарного проступка.
Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Трудовой кодекс предусматривает следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Увольнение работника как мера дисциплинарного взыскания

Расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя, как мера дисциплинарного взыскания, может быть на основании п.п. 5,6,7,8,10,11 ст. 81 ТК РФ.
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (с учетом мнения выборного профсоюзного органа согласно ст. 82);
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Порядок наложения и обжалования дисциплинарных взысканий

В соответствие со ст. 193 Трудового кодекса до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово - хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Порядок снятия дисциплинарных взысканий

В ст.194 ТК определен порядок снятия дисциплинарных взысканий.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей по требованию представительного органа работников

В соответствие со ст. 81 и ст.195 ТК работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.
В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

Условия наступления материальной ответственности работодателя перед работником и работника перед работодателем

Согласно ст. 232 и 233 ТК сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом или иными федеральными законами.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться

В соответствие ст. 234 ТК работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
- незаконного отстранения работника от работы (нарушение ст. 76 ТК),
- незаконного его увольнения (нарушение ст. 77 и ст. 81ТК)
- или незаконного перевода его на другую работу (нарушение ст. ст. 72 и 74 ТК);
- отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения о восстановлении работника на прежней работе органа по рассмотрению трудовых споров (нарушение ст. 396 ТК) или государственного правового инспектора труда (нарушение ст. 357 ТК);
- задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки (нарушение ст. 62 ТК);
- внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника (нарушение ст. 66 ТК);
- других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.

Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника

В соответствие со ст. 235 ТК размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре.
Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

Материальная ответственность работодателя наступает при нарушении им установленного срока:
- выплаты заработной платы (ст. 136 ТК),
- оплаты отпуска (ст. 136 ТК),
- выплат при увольнении (ст. 140 ТК),
- других выплат, причитающихся работнику.
Работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю (ст. ст. 238, 239 ТК) причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Пределы материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю. Порядок взыскания ущерба

За причиненный ущерб (ст.241, ст.247,248 ТК) работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом или иными федеральными законами.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
Истребование от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба является обязательным.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Полная материальная ответственность работника. Случаи полной материальной ответственности работника

В соответствие со ст. 242 и 243 ТК полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.
Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Письменные договоры о полной материальной ответственности работников. Коллективная (бригадная) ответственность

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 244 и 245 ТК), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Порядок определен постановлением Правительством Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 823 и постановлением Минтруда от 31.12.2002 г. № 85.
При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.
Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады).
При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется судом.

Понятие «административное правонарушение»

В соответствие со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений (ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях) могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
8) дисквалификация
9) административное приостановление деятельности.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 статьи 3.2. (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ).
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).
Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов) (из ст. 3.5 КоАП РФ).
Размер административного штрафа не может превышать:
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
налагаемого на граждан – не выше пяти тысяч рублей;
налагаемого на должностных лиц – не выше пятидесяти тысяч рублей;
налагаемого на юридических лиц – не выше одного миллиона рублей.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ст. 3.11. КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
При длящемся административном правонарушении сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Далее приведены извлечения из статей Кодекса об административных правонарушениях, влекущие за собой:

Нарушение законодательства о труде и об охране труда

В соответствие со ст. 5.27 КоАП РФ:
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда –
- на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Административная ответственность за уклонение участия в коллективных переговорах

В соответствие со ст.5.28 – 5.32 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки,
– влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи трех тысяч рублей.
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения,
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения,
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению,
– влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции),
- влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности

В соответствие со ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов,
- влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей;
на юридических лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятьсот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

В соответствие со ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса об административных правонарушениях,
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима,
- влекут наложение административного штрафа:
на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятьсот рублей;
на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;
на юридических лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Составление протокола об административном правонарушении

О совершении административного правонарушения (ст.28.2 КоАП РФ) составляется протокол.
В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая административную ответственность, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа

Административный штраф (ст.32.2 КоАП РФ) должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При неуплате административного штрафа в срок копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление:
в отношении физического лица - в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;
в отношении юридического лица - в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

В соответствие со ст. 32.12 КоАП РФ Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом - исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано.
Ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня поступления в суд в порядке, предусмотренном главой 29 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом в судебное заседание вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы.
После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.
В постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности указываются сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП, а также дата возобновления деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

Невыполнение в установленный срок (ст.19.5 КоАП РФ) законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Понятие «уголовная ответственность»

В соответствие со ст. 14 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность - форма юридической ответственности за уголовное преступление.
Уголовная ответственность наступает за деяния (действие или бездействие), содержащие все признаки преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Уголовное преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Виды уголовных наказаний за нарушение законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности

Видами наказания являются (ст. 44 Уголовного кодекса РФ):
- штраф;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- лишение свободы на определенный срок;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда

В соответствие со ст. 143 Уголовного кодекса РФ:
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
- наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

В соответствие со ст. 216 Уголовного кодекса РФ:
1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

В соответствие со ст. 217 Уголовного кодекса РФ:
1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба,
- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,
- наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,
- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В соответствие со ст. 219 Уголовного кодекса РФ:
1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,
- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,
- наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,
- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за преступления, связанные с использованием взрывчатых материалов

В соответствие со ст. ст. 218, 222, 226 Уголовного кодекса РФ:
Нарушение правил учета, хранения. перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

- наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
- наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору,
- наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой,
- наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств

1. Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
- наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия,
- наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия,
- наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Теги: Ответственность за нарушения требований трудового права, охрана труда, промышленная безопасность, статьи и лекции по охране труда

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 138, 140, 143 и 30), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед законом за невыполнение ими дисциплины труда. Одна из статей правил обязывает рабочих и служащих независимо от их должности соблюдать требования по охране труда и противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, пользоваться средствами индивидуальной защиты. На основе этих Типовых или отраслевых правил внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требование которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия может применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на срок до 1 года, увольнение. Налагать дисциплинарное взыскание может только должностное лицо на подчиненного ему работника.

Административная ответственность выражается в форме различных административных взысканий: предупреждения, общественного порицания, штрафа и др. Предупреждение и штраф налагаются не в порядке прямой подчиненности или вышестоящими хозяйственными органами, а должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны труда, или административными комиссиями при районах городских исполнительных комитетах по представлению этих лиц.

Штраф за нарушение норм и правил охраны труда может налагаться только на лиц административно-управленческого персонала, причем не только в тех случаях, когда нарушение может создать возможность повреждения здоровья человека, но и когда нарушаются другие права трудящихся по охране труда (например, за некачественное расследование несчастного случая).

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда представлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия, может быть увеличен до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность выражается в наказании лиц, допустивших нарушения правил охраны труда, которые повлекли за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия. Степень этого наказания устанавливается рядом статей Уголовного Кодекса РФ например, по ст. 140 УК РФ нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

По статье 138 УК РСФФСР незаконное увольнение работника с работы, неисполнение решения суда о восстановление его на работе, задержка выплаты заработной платы, а равно иное существенное нарушение Законодательства РФ о труде, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности наказывается исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.

По статье 143 УКРФ нарушение прав техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливается законодательством РФ и республик в составе РФ (статья 20 Основ законодательства РФ об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства РФ об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства РФ).

Основные причины несчастных случаев на производстве

Технические причины.

1. Конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· конструктивные недостатки производственного оборудования (аппаратов, приборов, установок), транспортных средств, автомобильного транспорта, транспортно-технического оборудования, приспособлений и инструментов, оградительных и предохранительных устройств или их конструктивные недостатки, отсутствие жестких каркасов на тракторах;

· отсутствие или несовершенство устройств сигнализации, автоматического защитного отключения и тормозных устройств, несовершенство органов управления, устройство для защитного заземления, средств установки, съема, подачи заготовок и перемещения обрабатываемого материала;

· ограждение зоны обработки не было сблокировано с пуском оборудования и др.

2. Неисправность машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· нарушения конструкций машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов или их узлов и деталей, происшедшее в процессе эксплуатации. Например, вследствие нарушения планово-предупредительного ремонта автомобильного транспорта, грузоподъемного оборудования, транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, блокировочных устройств;

· разладка или износ устройств управления;

· неисправность изоляции электропроводки;

· разрушение или поломка деталей оборудования, инструмента, предохранительных и оградительных устройств и т.д.

3. Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и их элементов: неудовлетворительное (неисправное, несоответствующее санитарным и строительным нормам и правилам) техническое состояние зданий, сооружений и их элементов - обрушение элементов производственных зданий: крыш, стен, потолков, полов, лестничных клеток, проходов и проездов; крепей выработок горных пород, а также оползни и обвалы различных пород.

4. Несовершенство технологических процессов. К этой причине относится:

· недостаточный учет требований системы безопасности труда при разработке прогрессивных технологических процессов

· недостаточная механизация тяжелых и опасных операций (погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ)

· отсутствие подъемно-транспортных средств для перемещения тяжелых деталей при установке их на оборудование или ремонте и монтаже оборудования

· несоответствие средств механизации, предусмотренных действующей нормативной документацией (правила, стандарты, нормы и т.д.), при установке для обработки и съеме деталей с оборудования, заливке агрессивных жидкостей и т.д.

Организационные причины .

  1. Нарушение технологических процессов. К этой причине относятся:

· отсутствие необходимой технической документации

· нарушение работающими технологических процессов, предусмотренных технологическими картами, правилами и нормами по охране труда (нарушение правил эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, нарушение санитарных правил хранения, транспортировки и применения ядохимикатов)

· несоблюдение установленных нормативными документами требований безопасности к технологическим процессам

· применение материалов, приспособлений и инструментов, не предусмотренных технологическими документами (картами, паспортами и т.д.).

  1. Нарушение правил дорожного движения. Сюда относят:

· нарушение правил дорожного движения водителями всех видов транспорта и пешеходами (работающими)

· превышение скорости

· нарушение правил обгона

· выезд на полосу встречного движения

· нарушение правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов

· правил движения задним ходом и при трогании с места и др

· нарушение правил перевозки людей; отсутствие средств информации (знаков, разметки и др.).

  1. Неудовлетворительная организация работ. К этой причине следует относить:

· нарушение администрацией правил и норм безопасной организации работ из-за отсутствия или недостаточного технического надзора и контроля за соблюдением безопасности труда при ведении случайных, разовых, ремонтных, монтажно-демонтажных работ, недостатков в организации групповой работы (невыделение специального работника для обеспечения безопасности группы работающих на одном рабочем месте), выполнение работ с повышенной опасностью без наряда-допуска, определяющего порядок и меры безопасного их проведения

· нарушение режимов труда и отдыха со стороны администрации

· неправильное принятие решений администрацией (допуск без медицинского освидетельствования)

· нарушение правил техники безопасности при обслуживании животных, котлов, теплогенерирующих установок и т.д.

· неудовлетворительное содержание рабочих мест, территории, проездов, проходов (недостаточная освещенность, повышенная загазованность, задымленность, шум, вибрация)

· захламленность и загроможденность рабочих мест, проходов, проездов

· неудовлетворительная организация и содержание наплавных сооружений и мостиков на акватории

· погрузочно-разгрузочных площадок, причалов, железнодорожных и транспортных дорог

· неудобное расположение основного и вспомогательного оборудования и др. К этой группе следует также относить падение работающих на скользкой или неровной поверхности полов, тротуаров, проходов, мостиков.

  1. Неприменение средств индивидуальной защиты. К этой группе относятся:

· неисправность, несоответствие или отсутствие спецобуви, спецодежды (например, повреждение рук, проколы концами проволоки стальных канатов из-за отсутствия или плохого состояния рукавиц) и других средств индивидуальной защиты - очков, щитков, масок и др. (например, травмы глаз осколками абразива, стружкой при заточке инструмента без защитных очков, облучение глаз ультрафиолетовыми лучами при выполнении электросварочных работ без применения специальных защитных очков)

· ожоги кислотой (вследствие отсутствия защитной одежды и т.д.)

· некачественный уход за средствами индивидуальной защиты (несвоевременная смена фильтров, респираторов).

  1. Недостатки в обучении и инструктировании работающих по безопасным приемам труда. Сюда необходимо относить:

· отсутствие или недостаточный инструктаж (вводный, на рабочем месте, повторный, периодический и др.), т.е. неполный, поверхностный, не охватывающий все темы или операции выполняемой работы, а также отсутствие или недостаточное курсовое и специальное обучение (по установленному списку), направленное на повышение безопасности работающих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы

· обучение по специальности, не имеющих отношение к выполняемой работе.

  1. Использование работающих не по специальности:

· к этой причине должны относиться: использование работающих не в соответствии с их основной профессией, специальностью или квалификацией, а также неправильная расстановка рабочей силы, несоответствующая квалификация.

  1. Нарушение трудовой дисциплины. К этой причине следует относить:

· изготовление каких-либо предметов в личных целях без разрешения администрации: спортивные игры на территории предприятия: хищение материалов, инструментов и других предметов

· алкогольное опьянение

· хулиганские действия.

Личностные причины.

Сюда следует относить: неосторожность или невнимательность (из-за воздействия внешних факторов, усталости, психических или эмоциональных переживаний). Ошибочные действия

14.Учет и расследование несчастных случаев. Порядок оформления акта Н-1.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Обязанность своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве возложена на работодателя (ч.1 ст.147 КЗоТ). Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Положением, утв. пост. Правительства РФ от 3 июня 1995 г., которое распространяется на организации всех форм собственности. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента, когда он произошел. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявления. Расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти субъекта РФ и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора, расследуются с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями.

Порядок оформления акта по форме Н-1

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на 1 рабочий день и более, потерю им трудоспособности не менее чем на 1 рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по установленной форме Н-1 в 2 экземплярах - на русском языке или на языке республики в составе России с переводом на русский язык. При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай произошел с работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий же экземпляр акта и других материалов расследования остается в организации, где произошел несчастный случай.

В акте, составляемом по результатам расследования несчастного случая по установленной форме Н-1, должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт по форме Н-1 должен быть оформлен и подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации. Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу) или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая. При ликвидации организации, хранящиеся у нее акты по форме Н-1, подлежат передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Минтрудом РФ. Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ от проведения его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием такого акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решения государственного инспектора по охране труда. Контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев осуществляется инспекции труда. Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору (контракту), расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами стороны по месту пребывания в командировке (по месту заключения договора).



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные